Кто считает, что за семьдесят с лишним лет существования советской власти мусульмане СССР успели полностью забыть свои обычаи и традиции, тот глубоко заблуждается. Законы предков на Востоке бережно хранили и исполняли всегда, правда, в последние десятилетия не особенно афишируя это. Остановимся на самых интересных, связанных с семейно-родственными отношениями.
ТАК, глава в восточной семье - старший мужчина в доме - по возрасту или положению, причем первое предпочтительнее второго, если аксакал находится в здравом уме. Вместе с отцом до женитьбы живут все его сыновья, а до замужества - дочери. Когда "птенцам приходит время оперяться", основные заботы по устройству свадебных торжеств также ложатся на старшего в доме.
А забот немало. Например, калым (выкуп) за невесту платит жених, а приданое за невесту - ее родители. И в долги влезут, и последнее продадут, но обычай будет соблюден.
О гостеприимстве народов Востока ходят легенды, и если в них и есть доля некоторого преувеличения, она не столь велика. Взять то же свадебное торжество. Оно обычно начинается в полдень и заканчивается поздней ночью или утром следующего дня, а у тех, кто позажиточнее, вообще длится по два-три дня. И если ты случайный прохожий, забредший "на огонек", тебя обязательно усадят за стол, пригласят разделить радость. Принято приходить на свадьбу со своими гостями. Особенно приятно, если эти гости занимают в обществе высокое положение.
По обычаям азербайджанцев, узбеков, казахов и туркменов, плов начинают готовить с раннего утра и уже к завтраку подают на стол, приглашая соседей еще до начала официальных торжеств. На самой свадьбе самым уважаемым людям подают голову коровы или барана. Мужчины и женщины при любых посиделках обычно сидят отдельно, молодежь тоже справляет праздник в своем кругу.
Как правило, джигит перед помолвкой крадет невесту из ее дома, и насколько мастерски проходит эта операция, настолько благожелательным будет отношение родителей украденной невесты к сватам. Правда, и тут есть нюанс - сумма калыма. Чем она больше, тем сговорчивее родители девушки, и легче совершается сговор отцов и матерей обоих молодых людей.
ПОСЛЕ свадьбы молодая остается в доме мужа, а точнее, его родителей. Если сын - старший и самостоятельный, он вправе рассчитывать на поддержку отца в строительстве собственного дома. Через несколько лет после свадьбы "молодые" уходят из родительского дома. Для жены - это благо, так как, уйдя из дома свекра и свекрови, она получает большую свободу. С мужем она еще может поспорить, а вот его родителям не должна перечить, даже если их желания и указания сумасбродны. Таков обычай. Из-за него сильно страдают жены младших сыновей, которые, согласно другому обычаю, должны жить вместе с отцом и матерью.
Нынче он не всегда соблюдается - молодые восточные женщины, особенно городские, не хотят терпеть произвол, и младшему сыну, если он не обладает твердым характером, приходится выбирать между дедовскими заповедями и требованиями жены, не желающей их соблюдать. Бывает, после скандалов семьи либо распадались вовсе, либо молодые уходили жить отдельно. В селах такое происходит реже. Каково их положение, можно судить по такому высказыванию одного молодого мужа -казаха: "Я невесте сразу сказал: "если я или мой отец тебе прикажем, будешь кудахтать. И пусть только попробует перечить", - самодовольно заключил он.
Другой мужчина, таджик из небольшого селения, заметил: "Мне и президент, и мулла не указ, если пошлют убивать, не пойду. А вот если отец прикажет, в точности выполню его указание". Поэтому в аулах отчаявшиеся молодые женщины часто заканчивают счеты с жизнью самосожжением.
Одобрять или осуждать обычаи народов Востока никто не вправе. Надо только, чтобы у людей всех национальностей и вероисповеданий была возможность выбора: жить так, как жили их деды и прадеды, или что-то менять. Пока такая возможность им предоставлена де-юре, а как она осуществляется в каждом конкретном случае, зависит от рода, семьи, степени раскрепощенности окружающих людей.
Смотрите также:
- КАЛЫМ В ТУРКМЕНИИ ДОХОДИТ ДО НЕСКОЛЬКИХ МИЛЛИОНОВ. Жена дороже "Волги" →
- Утром мы проснулись другими →
- Семьи бывают разные →