Интересно, сможет ли Президент России выдержать фигуры высшего пилотажа типа "мертвой петли" или "бочки" и сохранить после этого работоспособность? Похоже, нам недолго осталось ждать результатов смелого эксперимента. Однако обо всем по порядку.
МАЛО кто знает, что самолет с Б. Ельциным уже неоднократно был на грани авиакатастрофы, причем устраивали ему это не зарубежные партнеры, а его собственные летчики.
Случай первый. Возвращаясь из Якутска 18 июня 1993 г., командир отдельного авиационного отряда гражданской авиации Минтранса РФ, шеф-пилот А. Ларин произвел посадку самолета во Внуково, перелетев дальше положенного 1350 м. В это время на борту "Ил-62" находился Б. Ельцин. Случай второй. Не останавливаясь на достигнутом, А. Ларин при возвращении из Варшавы 24 августа 1993 перелетел в том же Внуково уже 1400 м (и в это время в самолете был Президент). Между прочим, если перелет на "Ил-62" составляет не более 800 м, пилот при разборе полета за такой промах получает оценку "три". Насколько "тянут" вышеупомянутые цифры, и говорить нечего. Длина внуковской ВПП - 3050 м, в руководстве летной эксплуатации самолета "Ил-62" сказано, что ВПП для его посадки должна быть не менее 2700 м. Так что, если бы не хорошие метеоусловия, вспахал бы президентский лайнер внуковскую ниву. Впрочем, Б. Ельцин - человек привычный, уже в 1990 г. и в Испании, будучи в "опале", осуществлял жесткую посадку. Вероятно, на это и рассчитывали виновники этих ЧП, скрыв их от руководства страны. А ведь в "отряде N 1" до этих случаев не было летных происшествий.
КОГО только не возили на своих лайнерах экипажи Отдельного авиационного отряда гражданской авиации Минтранспорта РФ! Ведь предприятие это, известное как отряд N 235, предназначено для перевозки именно "сильных мира сего". Естественно, что профессиональный уровень летного состава в отряде исключительно высок. Пилоты подготовлены для полетов в любую точку мира, с максимальной степенью безопасности полетов. Кадры в "царскую конюшню" отбирались со всего СССР, а потом и России. Летчики считали за честь работать здесь. Но теперь, к сожалению, так не считают.
С приходом 6 ноября 1992 г. нового командира А. Ларина отряд изменил курс в сторону коммерции. Конечно, время сейчас такое, что надо "крутиться". И вот примеры нового подхода.
Недавно АО "Газпром" приобрело французский самолет Falkon-900-B (общая сумма контракта - 32 млн. долл., его эксплуатация обходится в 300 - 400 тыс. долл. в месяц) и передало его в аренду "отряду N 1" с тем, чтобы этот 14-местный суперлайнер (который особенно нравится саудовским шейхам) и работал на "Газпром". Конечно, приятно сделать на таком самолете прощальный круг над бастующим и полуголодным Надымом и улететь, допустим, в Вену - куда и съездили на нем представители вышеупомянутого АО. Однако на эти же деньги можно было приобрести 8 - 10 отечественных самолетов, типа "Ил-62" или "Ту-154".
Falkon так понравился А. Ларину, что он вместе с женой ездил во Францию, чтоб научиться водить и этот тип самолетов. Так увлекся чудо-машиной личный пилот Президента, что пробыл в этой гостеприимной стране драматические дни с 1 по 5 октября 1993 г.
В НЕДАЛЕКОМ прошлом одно управление гражданской авиации за год осваивало один тип самолетов. При новом руководстве "правительственный авиаотряд" намеревается за полгода освоить четыре типа. Вот и увольняются отсюда классные специалисты, считая это авантюризмом (за последний год ушло более 30 человек, были случаи увольнения целыми экипажами. И это - летная элита!). А ведь считалось, что "текучка" и этот отряд - две вещи несовместимые.
Воистину царские средства запрашивает руководство авиакомпании "Россия" у государства. Уже проплачены, например, 18 млрд. руб. за два "Ан-124". Мотив их приобретения -"развитие новой техники", хотя сейчас отряд эксплуатирует 6 - 7 типов самолетов и тратить такие деньги на новые машины нет необходимости. Запрошены 7 млрд. руб. для покупки самолета "Ту-204" - на нем руководство авиакомпании "Россия" намеревается производить эксплуатационные испытания, хотя это - функция эксплуатационных предприятий, но никак не спецавиаотряда. Также запрошены средства под несколько "Ил-96" - для осуществления рейсовых, а не спецполетов.
Как известно, 3 декабря 93-го Б. Ельцин, согласившись "с предложением руководства и совета трудового коллектива" отряда, подписал Указ о преобразовании его в государственную транспортную компанию "Россия". После этого А. Ларин объявил, что "Россия" не подчиняется ни Департаменту воздушного транспорта, ни Минтрансу РФ, а только Президенту. Конечно, можно и не быть в подчинении департамента, но нельзя не руководствоваться его документами по контролю и, наконец, безопасности. Чревато это! Тут уж одной "вспаханной нивой" не обойдешься.
Чем же "берет" А. Ларин? Да тем, что на каждом углу твердит, что он - человек, назначенный лично Президентом. Похоже, что это так. Как нам стало известно, за личную преданность Президенту он был назначен командиром отряда. Интересно, что важнее Б. Ельцину: его жизнь, которая зависит от непрофессионализма, или верноподданничество, от которого, кажется, ничего не зависит?
Смотрите также:
- В ЗВЕЗДНОМ ЖИВУТ ВСЕГО 50 КОСМОНАВТОВ. А Леонов уходит на пенсию →
- ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ. Почему падают самолеты? →
- Ил-86. Не хватило времени... →