Ломка программы - это уже фирменный стиль отечественного телевидения последних времен, мы к нему привыкли и относимся вполне снисходительно. Поэтому показанную в пятницу 14 января вне программы встречу президента США Клинтона с общественностью в Концертной студии Останкино восприняли вполне по-нашему. Не вдаваясь в тонкости высокой политики, хочется дать оценку этого шоу с артистической точки зрения. Студия была именно концертная, и мы привыкли видеть там артистов, поэтов, режиссеров, как отечественных, так и зарубежных, Веронику Кастро, например.
РАЗУМЕЕТСЯ, самым впечатляющим моментом этой встречи был выход президента из- за трибуны, с которой он произнес официальную часть своего доклада, в зал, где он отвечал на вопросы. (Трибуна с гербом США уже стала знаком президента, телевидение демонстрирует ее почти каждый день в выпусках новостей, отовсюду, где имеет место быть первое лицо Соединенных Штатов.) Выйти в зал не догадались в свое время даже наши замечательные деятели искусства и культуры, которым по статусу можно было бы быть и поближе к народу. Для нашего зрителя, между прочим, такое появление лидера среди народа имеет особое значение, поскольку первым актом нашей сверхновейшей истории была показанная по ТВ встреча Горбачева с тружениками города Ленинграда в мае 1985 года. Появление Михаила Сергеевича в толпе и мирно беседующего вызвало тогда настоящий шок, ну а дальше - сами знаете.
Манера Клинтона общаться неотразимо обаятельна, это следует признать. Помнится, еще Герцен отмечал, что особое обаяние парижанок состоит именно в способности непринужденного и живого разговора, выработанной несколькими поколениями городской жизни. Три университетских диплома Клинтона, вероятно, эквивалентны им. И общее содержание встречи тоже носило просветительский оттенок - Клинтон как бы читал лекцию о демократии, о том, как Америка представляет себе ее развитие в России. Поэтому стиль ответов президента был несколько назидательным, почти в каждом из них звучало: "вы должны".
Впрочем, тут можно сделать поправку на состав аудитории - почти все задававшие вопросы представлялись студентами, а школяров пристало поучать. Кстати, уж коль аудитория была преимущественно студенческая, то не очень понятно, почему для встречи было выбрано Останкино. Зал МГУ или какого-нибудь другого, достаточно солидного учебного заведения был бы в этом случае более уместен, поскольку в ритуалах столь высокого уровня все, как правило, просчитывается до миллиметра.
Поскольку все вопросы задавались в подавляющем большинстве по-английски, можно сделать вывод, что президента приветствовали исключительно отличники, поэтому казусов не случилось. Отличники тем и отличаются от остальных людей, что не умеют делать ошибок. Кстати, один из вопрошавших подчеркнул атмосферу легкой показухи происходившего тем, что извинился, задавая свой вопрос по-русски. По-русски, впрочем, говорили и те, кто присутствовал в Концертной студии при посредстве телемостов - публика из Ставрополя, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и стоявшая на неизменном в таких случаях Васильевском спуске Красной площади, возглавляемая телевизионными корреспондентами.
Компетентность ответов президента действительно впечатляла, и иногда закрадывалась мысль, а не вещают ли через наушники, которые он элегантно то надевал, то снимал, не только переводчики, но и референты, сидящие где-нибудь незаметно в окружении справочной литературы по прозвучавшему вопросу.
В общем, встреча президента Соединенных Штатов Америки в Концертной студии оказалась вполне творческой и стала, несомненно, самой впечатляющей телепрограммой прошедшей недели.
...Вот что искренне удивило, так это то, что за все время передачи ни разу не было технических сбоев и вместо уже навязшего в зубах дибровского: "Говорите громче, вас не слышно" - раздавалось: "Алло, я вас слушаю".
Смотрите также:
- ГДЕ ВЫ ТЕПЕРЬ? А. Политковский: мне есть что здесь делать →
- ПРЕЗИДЕНТ ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА. Рыцарь российского образа →
- ТВ В ЛИЦАХ. Электрический шоумен →