ОСОБОЕ МНЕНИЕ. А. Невзоров - депутат

   
   

Уж сколько раз твердили миру, что борьба с преступностью - проблема N 1. Так говорили М. Горбачев, Б. Ельцин, Р. Хасбулатов, А. Руцкой и В. Черномырдин. Борьбе с преступностью - через телевидение - посвятил значительную часть своей жизни и ведущий "600 секунд" А. Невзоров. Сегодня он депутат Думы от С.-Петербурга и член Комитета по безопасности.

РЕЦЕПТ борьбы с преступностью предельно краток и звучит, скажем так, нетерпимо для ваших демократических ушей. Называется он "Товарищ Сталин". Это единственно возможный, 100 %-ный вариант победы над преступностью.

- А конкретнее? Жириновский, например, считает необходимым введение военно- полевых судов.

- Это хорошо, когда есть квалифицированные палачи. У нас, к сожалению, с ними тоже очень плохо, потому что палачами ненавистного для вас 34-го года руководили достаточно высокие идейные соображения. Сейчас этого нет. То общество по сравнению с нашим было здоровым. Оно было уродливым, кособоким, но здоровым. А сейчас, когда из всех дырок вытекает весь этот социальный гной...

- Это общее состояние. Но интересуют конкретные меры. Быть может, стоит говорить об ужесточении статей УК?

- В Комитете по безопасности я курирую внешнюю разведку. Моя задача - предоставить ей возможность работать без помех. Что касается статей Уголовного кодекса и их ужесточения, то здесь не все однозначно. Было, например, предложение С. Степашина об ответственности за наемничество. Но я сделаю все, чтобы эта статья в таком виде не попала в Уголовный кодекс. Вы, например, можете четко провести демаркационную линию между понятиями "наемник" и "доброволец"?

- Видно, дело в деньгах?

- Нет. Вы приехали на позицию. Вам дали бушлат. Он стоит сейчас 100 тысяч. Вы съели горшок каши. Сколько это стоит? Если все суммировать, то в долларах получается не меньше, чем стоит русский мальчик, воюющий в Карабахе. Поэтому опять-таки очень несовершенны даже эти попытки ужесточить Уголовный кодекс.

А рецепта борьбы с преступностью просто нет и не может быть. Мы преступное государство. Государство, которое начало еще один отсчет с расстрела парламента 4 октября.

- Но раньше вы были автором телепрограммы, а сейчас стали законодателем. Уже можно говорить не о констатации фактов, а предупреждении правонарушений.

- Вы меня ставите в тупик, потому что, во-первых, я не могу отвечать за весь Комитет по безопасности. Во-вторых, я ведь сознательно согласился, чтобы меня швырнули именно на это направление, на разведку, а не на борьбу с преступностью. Потому что в этой борьбе, я убежден, мы обречены на поражение. Мы вынуждены будем все равно склониться перед ними. И пережить ситуацию, когда узаконенные преступники все равно возьмут власть. Нам сейчас не остановиться. Вы видите возможности остановки, победы? Я - нет.

- По поводу внешней разведки. Ее уже некоторое время возглавляет Е. Примаков. Ставите ли вы своей целью поменять этого человека?

- Нет. Честно говоря, это та область действия, та область применения способностей, где вообще неуместна какая бы то ни была политика. Здесь неуместны какие бы то ни было симпатии и антипатии. Потому что ведомство живо. И пусть хоть сотой частью, но является наследником самой великой разведки мира. Примаков далеко не тот диверсант, которым его хотят видеть мои "друзья" в стане оппозиции. Это очень непростой человек. Он не враг этой стране, насколько я понимаю.

- О деле Эймса. Провал этого российского агента в США мог быть связан с тем, что один из замов Е. Примакова сообщил куда надо?

- Неужели вы думаете, что я вам что-нибудь скажу? Кроме всего прочего, я давал официальную подписку о неразглашении информации.

- Как сейчас складывается ваша журналистская судьба?

- Удачно. У меня есть возможность "линьки". Это редко бывает у журналиста. Есть возможность глубокого и серьезного осмысления и наведения совершенно новых мостов.

- Что будет с передачей "600 секунд"?

- Я не думаю, что сейчас она может быть возрождена в том виде, в каком была. По той причине, что большую часть времени я провожу в Москве.

- Но намереваетесь это сделать?

- Думаю, что да. Нужно разобраться с историей о взятках на петербургском ТВ. К сожалению, я не буду заниматься этим сам. И вообще было бы странно мне, депутату Государственной Думы, заниматься мелкой чиновницей Б. Курковой. Выяснять, проворовалась она или нет. В этом, я думаю, разберутся органы.

Смотрите также: