ПОЛИТИКА И МЫ. Президентов делает телевизор

   
   

Давно подмечено, что телевизор стал для многих членом семьи: вчера "заходил" поговорить Ельцин, а сегодня - Черномырдин. С точки зрения психолога, общение обитателя "ящика" с телезрителями подобно личной беседе, а при ней все доходит лучше. Сила воздействия телевидения тем больше, чем лучше ваш собеседник с экрана владеет искусством общения.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ для ведения предвыборной кампании первым использовал Джон Кеннеди. Молодой кандидат тогда очаровал существенную часть американских избирателей - могущественный клан домохозяек. С тех пор утекло немало воды, и на Западе сложился устойчивый стереотип, что телевидение стало инструментом для манипуляции общественным сознанием. Сейчас только с его помощью можно стать (или не стать) президентом. По опыту последних выборов можно сказать, что и мы подошли к тому же рубежу, имея в активе неплохих специалистов по облагораживанию облика политиков.

КАК СДЕЛАТЬ КОНФЕТКУ

СТРОГО говоря, реклама "Сникерса" и будущего "отца нации" строится по одним психологическим законам. Ее объектом в обоих случаях являются наши ум и чувства. Необходимо "всего-навсего" доказать, что ваш товар лучше. Как добиться этого - целая наука, которая в приложении к товарам называется рекламным бизнесом, а к политике - имиджмейкингом, т.е. созданием политического образа.

В упрощенном виде стратегия предвыборной телекампании выглядит так: сперва собирается информация о том, что любит и чего не любит потенциальный выборщик. Исходя из этого, из расположения соперников на политическом небосклоне, очерчивается "экологическая ниша", в рамках которой партия может собрать наибольший урожай. Раскидывается пасьянс: что мы уже имеем для привлечения голосов, а чем надо еще обзавестись. (При этом мы оставляем за рамками случаи явно нечестного ведения предвыборной кампании, когда голоса покупаются за бесплатное пиво, хлеб, картошку, за деньги и т.д.)

Затем в рядах партии начинаются поиски человека, который может достойно ее представить, - кандидата. Главные слагаемые популярности образа политика - сила и артистичность. Для победы же партийный лидер должен обладать определенным набором положительных черт, которые вызывают ; ответную положительную реакцию: казаться теплым обаятельным, оптимистичным прогрессивным.

Что самое главное - политик в глазах избирателей должен быть человеком, способным принимать верные решения в любой кризисной ситуации и брать на себя ответственность за их последствия. Более того: психологи утверждают, что при прочих равных условиях люди склонны выбрать того, на кого легче переложить ответственность, в том числе и за собственные действия ("за вас думает фюрер"). Именно поэтому всегда были столь популярны лидеры, предлагающие простые пути решения самых сложных проблем.

В предвыборной кампании побеждает тот, кто грамотно построил общение с аудиторией потенциальных избирателей и убедил их в том, что именно он и никто другой выражает их чаяния и стремления. Значит, нужны обещания, самые лучшие. И пусть никого не смущает, что, по большому счету, это скорее благие пожелания. Ни одна партия, заметьте, не обещает в случае своей победы брать и давать взятки, осуществлять крупномасштабную программу коррупции и сращения с криминальными структурами, продуманное разрушение экономики и гарантированное падение жизненного уровня. Претенденты сулят прямо противоположное, даром что большинство избирателей понимает: выполнить хотя бы половину так же просто, как создать рай земной. Однако, когда выбор возможен лишь между обещаниями золотых гор и золотых гор с маслом, верх берет элементарная человеческая жадность пополам с нехитрым расчетом: "если и не горы, то хотя бы масло".

ГЛАВНОЕ, ЧТОБ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ

ДАЛЕЕ наступает столь же важный этап - кропотливая работа с партийным лидером, дабы подогнать его повадки и внешний вид под избранный для предвыборной кампании идеал. Среди наших имиджмейкеров бытует следующий исторический анекдот: в 1989 году фотокорреспонденты американского журнала "Тайм" приехали в Москву снимать Бориса Ельцина. Он же, как большинство наших людей, привык улыбаться, когда смешно, а не когда нужно. Один из журналистов, отчаявшись получить от Бориса Николаевича требуемое положение мимических мышц, подскочил к будущему президенту, ухватил его за обе щеки и... "поставил улыбку".

Кроме искусства улыбаться, претендентам под руководством имиджмейкеров приходится осваивать целый актерский "ликбез" - постановку голоса, жестов, мимики. Политиков учат не бояться камеры и смотреть прямо в телеглаз объектива - ничто так не располагает к себе, как честный и открытый взгляд. Еще - для кандидатов подбирают костюм и рубашки, цвет и форму узла галстука, прическу и оправу для очков... Кстати, именно два последних атрибута английские имиджмейкеры порекомендовали сменить Джону Мейджору после того, как тот стал главой консерваторов. Так или иначе, премьер-министром Великобритании стал уже ДРУГОЙ Мейджор.

В идеале, в натаскивании политика для предвыборной кампании должно участвовать не меньше специалистов, чем в предполетной подготовке космонавта. Это и психологи, и составители речей, и режиссеры, и профессиональные телевизионщики, и дизайнеры, костюмеры, парикмахеры... На Западе этим прибыльным бизнесом занимаются компании с многомиллионными годовыми оборотами. Например, американская "Годдард энд Клауссен / Ферст Тьюздей", которая известна проведением предвыборных кампаний Картера, Клинтона, Джесси Джексона. По сообщению журнала "Элита", эта же компания может быть приглашена, чтобы заниматься имиджем Президента России.

Плохо это для нас или хорошо, пока никто не знает. Живут же американцы со своими сделанными имиджмейкерами президентами, живут, хоть и жалуются. Пока ясно только, что если на последних выборах возможности этого метода продемонстрировала одна партия, то следующие встретят во всеоружии и другие.

Смотрите также: