ЭМОЦИИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. Красная маска паники

   
   

Козлоногий Пан, по верованиям древних греков, обладал способностью насылать на неугодных ему людей и животных безотчетный страх, названный потом "паническим". Треки считали, что именно благодаря вмешательству Пана, сильно напугавшего персов, были одержаны великие победы при Марафоне и Соломине. Но в 1 в. н. э., при императоре Тиберии (есть такая легенда), великий Пан умер, ознаменовав конец античной эпохи. А посеянный им панический страх навсегда остался с человечеством.

КАК ни странно, целенаправленно посеять панику достаточно сложно. Это происходит обыкновенно как-то само собой. Хрестоматийный случай; в 30-х годах известный актер и режиссер Орсон Уэллс сделал на американском радио постановку по мотивам романа "Война миров" своего однофамильца Герберта Уэллса. Для большего правдоподобия местом высадки марсиан была выбрана Калифорния. Несмотря на многократные предупреждения, что транслируется радиопостановка, многие восприняли леденящую душу историю про трехногие машины и смертельные тепловые лучи как прямой репортаж с места события. В итоге радиослушатели нескольких штатов впали в панику, как будто с минуты на минуту ожидается конец света.

Две наиболее типичные реакции на страх были описаны еще в начале XX века: мнимая смерть и двигательная буря. Представить их более наглядно позволит нехитрый эксперимент. Возьмите обыкновенную комнатную муху, посадите ее в банку. Она будет сперва биться о стекло, а потом сядет и замрет. Вот так и мы, люди...

Может быть, это и оскорбительно для человека разумного, но реагирование на опасность, истинную или мнимую, идет по законам биологии. У одних при сильном эмоциональном напряжении в кровь выделяется гормон норадреналин. Такие люди при стрессе ведут себя активно: убегают или дерутся, нападая на источник опасности. Те же, у кого в аналогичной ситуации выделяется адреналин, ведут себя подобно оцепеневшей мухе.

Панические реакции могут возникнуть у совершенно нормальных людей в ненормальных обстоятельствах: во время крупных катастроф, стихийных бедствий, боевых действий и т. д. и в таких условиях представляют собой острые реакции на стресс. Например, при катастрофическом десятибалльном землетрясении в Скопле (Югославия, 1963 г.) санитарные потери только за счет психических расстройств составили 10% численности населения города. А жили в столице Македонии тогда около 220 тыс. человек. По воспоминаниям очевидцев, первоначальная реакция на землетрясение была панической: обезумевшие родители выбрасывались с верхних этажей домов вместе с детьми и разбивались насмерть. Нечто подобное неоднократно отмечалось и при пожарах.

МОСКОВСКОЕ "ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ" ОКТЯБРЯ 1993 Г.

В ТО ЖЕ время ни при одной из наших общественных пертурбаций 1991 - 1993 годов случаев массовой паники не было. Когда речь шла о действительно угрожающих жизни и здоровью ситуациях, никто не паниковал и не впадал в истерику. А одна мамаша (этот кадр из репортажа CNN войдет в историю!) таранила коляской со своим чадом сомкнутый строй ОМОНа. Конечно, в острых стрессовых ситуациях случается неглубокое изменение сознания, но это...

Не, было у наших людей панических расстройств! Агрессивности сколько угодно, а паники... Что-то отдаленно напоминающее состояние истерического ступора можно было наблюдать как раз у тех, кто не вышел на площадь, а сидел перед телеэкраном.

Объявите, однако, о повышении цен на хлеб или что непременно сегодня надо обменять все свои деньги, ибо завтра будет уже поздно, и вы увидите натуральную панику с полным набором сопутствующих психических расстройств. Разве не прав Тютчев, который сказал, что "умом Россию не понять..."?

Понять можно. Проведенные на военном материале исследования показали, что психические реакции на катастрофические события распадаются как бы на четыре фазы. В первой, которая начинается в момент катастрофы и длится несколько часов, возможны как случаи паники, так и безумного героизма. Во второй фазе (неделя - 6 мес.) выжившие испытывают душевный подъем из-за того, что преодолели все опасности и спаслись. В это время так легко верится, что все плохое осталось позади, а впереди - новая, долгая и счастливая жизнь!

Наступающая затем фаза разочарования длится от 2 месяцев до 2 лет, и связана она с несбывшимися надеждами второй, оптимистической, фазы. И только после этого начинается период восстановления, конструктивной и полезной деятельности, когда пережившие катастрофу осознают, что, несмотря на все утраты, надо жить, самостоятельно решать задачи и брать на себя ответственность за это.

Похоже? Август 1991-го плюс 2 года душевного подъема и разочарования, получаем, октябрь 1993-го. По шкале психических последствий стихийных бедствий мы давно должны бы были иметь фазу подъема. Имеем же снова разочарования. Значит, где-нибудь летом 1995-го все же начнем работать. Или снова получим новое рукотворное землетрясение?

НЕЧТО ПОХОЖЕЕ НА СТРАХ

С ПАНИКОЙ как таковой у нас довольно туго, а вот с так называемыми паническими расстройствами - как раз наоборот. В современной психиатрии это название присвоено состоянию со следующими симптомами: учащенное дыхание, головокружение, ускорение сердцебиения, потливость, дрожание, тошнота или чувство дискомфорта в области живота, чувство жара или холода, онемение или покалывание, а также боль или давление в груди, страх смерти, страх сойти с ума или потерять контроль над своими поступками. Наличие хотя бы 4 из этих признаков, устойчиво повторяющихся не реже 4 раз в месяц, достаточно, чтобы счесть человека больным.

Некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной всамделишных сердечных заболеваний. И тут определить, что от чего, подчас бывает невозможно: страх от кардиологии или наоборот.

Американцы ежегодно тратят на лечение тревожных расстройств до 20 млрд. долларов. А по данным ЦНИИ психиатрии, полученным на базе работы в некоторых трудовых коллективах Москвы, тревога присутствует в переживаниях 87% опрошенных. Причем, схожая картина наблюдается как в нестабильных в политическом отношении странах, где бывает по две революции в год, так и во вполне благополучных буржуазных демократиях.

Панические расстройства сейчас здорово помолодели и встречаются даже у 15- летних подростков. Они бывают и у людей, считавших себя совершенно здоровыми.

По терминологии ВОЗ, стресс - это те физические, химические, эмоциональные и прочие раздражители, которые превышают некий критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. Психологи и психиатры во всем мире отмечают, что уровень этот значительно понизился. Появилось Очень много слишком ранимых людей, которые неспособны выдержать даже сравнительно не большой физический или эмоциональный стресс.

Если посмотреть правде в глаза, это следствие не только ухудшившейся экологии, но и. успехов медицины. Сейчас рождаются дети, которые еще 50 лет назад не имели бы биологического права на жизнь. А уж кого реаниматоры вытаскивают с того света...

Если верить истории, единственная крупномасштабная попытка селекции людей была предпринята в VIII-IV вв. до н. э. в Спарте. И уж там-то наверняка не было всех прелестей современной психиатрии - клаустрофобии (боязнь замкнутых пространств) и ее противоположности агорафобии, аквафобии (водобоязнь), акрофобии (боязнь высоты) и т. д. вплоть до фобио-фобии - боязни подцепить какую-либо фобию. Правда, в Спарте не было и никого, кроме физически здоровых граждан-солдафонов: ни ученых, ни скульпторов, ни философов, ни даже, как ни странно, приличных полководцев.

Напрашивается вывод, что все эти фобии и комплексы, неврозы и мании - счет, выставленный биологией человеку за право пользования материальными и интеллектуальными благами цивилизации. По счетам, однако, можно и не платить. Но тогда будьте добры вылезти из автомобиля, распрощаться с кондиционерами и горячей водой, забыть про опеку правоохранительных органов и спать с карабином (или топором?) под подушкой. Кстати, призывы вернуться "назад к природе", стать "естественным человеком" также не новы. Не нов и отказ следовать им: очевидно, терпеть все психиатрические и психологические последствия цивилизации все же проще, чем отказаться от ее благ.

Смотрите также: