Раньше у нас было три великих путешественника по зарубежью: тверской купец Афанасий Никитин, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и телевизионный ведущий Юрий Сенкевич. Сегодня мы сами находим то или иное туристическое агентство, которое обещает подарить нам несколько незабываемых дней или недель за границей...
ПЕРВОЕ, о чем следует помнить в подобных случаях: прилагательное "незабываемый" в русском языке не всегда является синонимом прилагательного "прекрасный". И если спустя три года после своего путешествия вы по-прежнему с ужасом будете вспоминать о проживании в номере без кондиционера при температуре +45 по Цельсию, это отнюдь не будет означать, что фирма, которая вас туда поселила, не выполнила своих обязательств. Скорее напротив. Помимо этой лингвистической тонкости, есть еще некоторые, о которых вам лучше знать заранее. Проще всего выучить наизусть определенные вопросы, которые вам очень пригодятся.
- Как рекламирует себя туристическая фирма?
Важно, чтобы текст этого печатного объявления можно было прочесть, не прибегая к услугам профессиональных дешифровщиков. Увидев набранную мелким шрифтом фразу: "Турц., Гр., Аф., з/п, а/б", не тратьте время на раздумья, что же такое это "Аф" -Афины или Африка, и не берите у авторов ни "з/п", ни "а/б", даже если они раздают их даром. Если фирма экономит на количестве печатных знаков, представляете, сколько она сможет сэкономить на живом клиенте?!
- Сколько все это стоит?
Узнайте все предлагаемые цены нужного вам тура. И не спешите сломя голову в то агентство, которое предлагает вас доставить туда всего за 200 долларов, в то время как другие почему-то просят за то же самое 500. За "очень дешево" вам вряд ли сделают "очень красиво". С другой стороны, выясните по возможности, не посредническая ли это фирма. Двум женщинам, ездившим в Италию через фирму "Ансу", поездка обошлась на 200000 рублей дороже только потому, что они действовали в Тольятти через посредников этой фирмы. Нелишне будет вам узнать и то, что далеко не все агентства берут со своих клиентов 100%-ную предоплату. Те, кто уважительно относится и к себе, и к вам, могут взять с вас до поездки только 30 или 50% стоимости тура.
- Не слишком ли много я хочу знать?
Придя на собеседование в ту или иную фирму, будьте педантичны и занудны, насколько сможете, - как бы это ни было противно окружающим и даже вам самим. И внимательно следите за реакцией сотрудника, отвечающего на ваши вопросы: если на десятой минуте беседы в его голосе зазвучит интонация "а не слишком ли много вы хотите знать?", можете считать, что вы действительно узнали уже достаточно, и с чистой совестью искать другую фирму.
- Где я конкретно буду жить?
В идеале вам должны показать видеозапись того места, где вы будете жить, - и именно тот самый город, тот самый отель и тот самый номер. В крайнем случае вы можете удовлетвориться рекламным буклетом. Но имейте в виду: во-первых, на глянцевой бумаге все выглядит несколько привлекательнее, чем в жизни, а во-вторых, на фотографии в буклете вполне могут быть запечатлены президентские апартаменты, в которые вас никто вселять не собирается. Вообще с гостиницами накладки случаются довольно часто. Не так давно фирма "Сапфир" пообещала разместить свою группу в Объединенных Арабских Эмиратах в четырехзвездочном отеле на берегу, но по прибытии оказалось, что в отеле об этом то ли не знали, то ли подзабыли, но мест в нем нет. Людей попытались переселить в мотель, где, по словам одного из потерпевших путешественников, была широко представлена местная фауна в виде насекомых невероятных размеров. Группа оказала сопротивление и в итоге попала в роскошный 5-звездочный отель, откуда по прошествии трех дней ее выселили в нечто, напоминающее общежитие отечественного ПТУ. Какие-либо звезды постояльцы этого заведения могли наблюдать только в ясную ночь на небе. И то, говорят, на нем ни разу не высыпало больше двух.
- Чем меня будут кормить?
Европейский завтрак, который предлагают практически все отели и который входит в оплату номера, вполне может на деле оказаться сладкой булочкой и крошечной чашечкой кофе. Наверное, вашей фигуре это пойдет на пользу, но решите для себя заранее, хотите ли вы улучшать свою талию именно сейчас?.. Фирма "Европа", специализирующаяся на автобусных экскурсиях, однажды пообещала своим клиентам, что во время поездки в автобусе будет работать буфет. Буфет действительно иногда работал, но продавалась в нем почему-то исключительно газированная вода. И весьма дорого.
- Что мне покажут?
Многие наши фирмы охотно обещают своим клиентам "отличное экскурсионное обслуживание" и весьма неохотно сознаются, что платить за это обслуживание вам иногда придется на месте. Скажем, на греческую меховую фабрику - бесплатно. А в Парфенон - уже за дополнительную плату. Плюс к этому, поскольку русскоязычные переводчики стоят недешево, компания часто не утруждает себя поисками квалифицированных гидов, а нанимает на работу милых итальянских девушек, изучающих русский язык. Для девушек это, безусловно, хорошая практика... Фирмы "Старт-Спутник", "Ансу", и, наверное, не они одни, вообще понимают экскурсионное обслуживание весьма своеобразно: автобус довозит вас до Рима, -а дальше вам предоставляется полная свобода действий.
Что касается ваших самостоятельных перемещений в пространстве, то здесь тоже есть свои нюансы. Если вы едете вместе с группой, то будьте готовы к тому, что у вас не будет на руках вашего паспорта, визы и страховки. Просто потому, что агентство решило сэкономить несколько долларов, оформило на всю группу одну визу и теперь будет стараться всеми силами удержать вас всех в одной стае. И мало того, что элементарный обмен долларов на лиры и лир на доллары станет для вас неразрешимой проблемой, какой-нибудь неаполитанский полицейский, встретив вас одного, запросто может посадить вас в тюрьму до выяснения вашей личности.
Особого внимания заслуживает транспорт, которым вас обещают доставить до места назначения. Чартерные рейсы, безусловно, гораздо дешевле обходятся и вам, и вашей фирме. Но не фирме, а именно вам придется провести несколько часов в затейливой позе йога-профессионала, пока ваш чартерный самолетик будет тащиться до Стамбула или Пекина. А впоследствии опять же не фирме, а вашим родным и знакомым предстоит метаться из "Шереметьева-1" в "Шереметьево-2", пытаясь угадать, куда же именно вас приземлят в три часа ночи по московскому времени. Кстати говоря, выясняя все детали предстоящего путешествия, не забудьте поинтересоваться, берет ли на себя фирма вашу доставку из аэропорта в Москву. Если нет - добавьте к стоимости тура еще 50 долларов. Дешевле вам вряд ли удастся уехать из "Шереметьева-2".
...И, таким образом, детально проговорив эти милые подробности с представителем фирмы, вы можете смело требовать у него контракт, где все они будут детально оговорены. А потом, встретившись в далекой стране с тем или иным несоответствием по тому или иному пункту, приложите все усилия, чтобы обеспечить себя доказательствами этого несоответствия. Потому что в данном случае вы имеете право подать на фирму, испортившую вам отдых, в суд. И требовать компенсации.