С приватизацией жилья стали появляться жилищные товарищества, объединяющие собственников квартир. Официально они именуются кондоминиумы (и здесь не обошлось без нашего пристрастия к импортным названиям). О том, для чего они создаются и какие у них права, рассказывает начальник Управления приватизации жилья московской мэрии Н. МАСЛОВ.
- Чтобы создать кондоминиум, в доме должно быть приватизировано не менее 51% общей площади. Жильцы проводят учредительное собрание, где принимаются учредительный договор и устав, а затем жилтоварищество регистрируется в местной администрации, получая статус юридического лица (со своей печатью, счетом в банке и т. д.).
- А в чем, собственно, необходимость создания кондоминиумов?
- В том, чтобы самим управлять домом. Скажем, сдавая в аренду подвал, жилтоварищество на эти деньги может производить текущий ремонт здания, построить около дома автостоянку, содержать в подъезде консьержку, сделать на крыше солярий, надстроить балконы и т. д. Даже частично возмещать затраты на квартплату. Кроме того, жилтоварищество берет на себя заботы по содержанию дома, осуществляя подбор эксплуатационных служб и расчеты с ними, распоряжается местами общего пользования, чердаками, холлами, подвалами и т. д.
- Все, как говорится, гладко только на бумаге да в комментариях наших специалистов. А на деле... Вот читательское письмо: "Наше жилтоварищество зарегистрировано в 1992 г., а в 1993 г. рэу заключает договор аренды с коммерческой фирмой и сдает ей подвал без нашего ведома, заявляя нам, что у нас нет никаких прав на это помещение".
- Это не так. Просто начальнику рэу самому хочется распоряжаться этой собственностью, получая немалые дивиденды. Поэтому в нормативных документах, разработанных, например, московским правительством, записано, что рэу, жэки не могут сдавать в аренду нежилые помещения. Они не являются балансодержателями дома, так как еще в 1993 г. эти функции переданы дирекциям единого заказчика (муниципалитету). Таким образом, арендодателями являются теперь территориальные службы Госкомимущества.
- Какая разница? От названия суть не меняется. Получается, что властные органы тем не менее не упускают возможности получить свою долю доходов...
- Вы не поняли. Если жилтоварищество получает дом в управление, то оно будет выполнять функции балансодержателя и сдавать в аренду места совместного пользования. Арендная же плата будет поступать на расчетный счет товарищества и по его усмотрению расходоваться на содержание и ремонт здания. Кстати, доходы от сдачи в аренду подвалов и других мест общего пользования не могут распределяться между собственниками. Рэу же будут выполнять роль подрядчика, предоставляя товариществу эксплуатационные услуги в соответствии с заключенным между ними договором.
- Могут ли жильцы быть владельцами либо совладельцами, скажем, аптеки или магазина, находящегося в их доме?
- Нет. Впрочем, если в доме есть коммерческие, муниципальные, ведомственные нежилые помещения (аптека, магазин и т. д.), то их собственники могут вступить в кондоминиум. Причем право участия в общих расходах будет зависеть от соотношения площади нежилого помещения к общей площади всего здания. Кроме того, по московским нормативным документам, жилтоварищество имеет, например, право купить ту же аптеку или другую недвижимость, которой можно распоряжаться так же, как и объектами совместного пользования. Положение о кондоминиумах, вернее его механизм, сейчас только "отрабатывается" на практике.
- Будет ли облагаться налогом прибыль жилтоварищества от сдачи в аренду, скажем, нежилого помещения?
- Думаю, от налогов кондоминиумы, как некоммерческие структуры, будут освобождены либо полностью, либо частично. Ведь эти средства пойдут только на содержание и обустройство здания: и для города, и для жильцов выгода обоюдная.
Смотрите также:
- КАК МЫ ЖИВЕМ. МОЙ ДОМ - моя крепость →
- Чем больше квартир, тем выше плата →
- Квартирант платит дважды? →