На такие объявления наши люди откликаются охотно. Их принимают на работу. Неплохо платят, порой больше, чем на отечественных предприятиях. Вроде нет оснований быть недовольными, но тем не менее многие уходят - кого-то увольняет директор, а кто-то - по своему собственному желанию, так и не сумев "сработаться" с иностранными коллегами. Почему? Об этом наша беседа с директором российско-американского психологического центра "Экопси" Мариной МЕЛИЯ.
ОБЫЧНО мы встречаемся со случаями, когда крупная международная компания открывает в России свое отделение и направляет менеджера для руководства им. Причем в Россию, как правило, приезжают опытные менеджеры, не один год проработавшие на фирме и готовые организовать работу по западным стандартам. Крупные западные фирмы имеют свою философию, традиции, особые бюрократические формы и хотят построить в России отделение, полностью воспринявшее систему работы всей компании. Так в принципе и должно быть. Но, как правило, они не учитывают, что выращивание таких ростков на нашей почве требует неспешности и осторожности.
- Да уж, при нашем-то бюрократизме резко не разгонишься...
- Это мы привыкли считать, что мы самая бюрократизированная страна в мире. Но это далеко не так. Мы пасуем, когда сталкиваемся с настоящей бюрократией! Предположим, в компании есть продавцы-агенты, ищущие оптовых покупателей. Западный менеджер будет требовать, чтобы после каждой встречи с реальным или потенциальным покупателем агент в письменной форме, причем в тот же день, кратко описал человека, тему разговора и его результат. Секретарша делает копии и раздает всем заинтересованным лицам. В начале месяца нужно написать план на будущий месяц и отчет за прошлый. Все это должно подшиваться и храниться в особых папках-файлах. И так далее. В условиях очень динамичной и неупорядоченной российской действительности, когда ежедневно появляется по десять незапланированных и отменяется столько же запланированных встреч, эта система кажется несколько неповоротливой. Но именно такую бюрократию будет требовать западный менеджер. И большая часть наших опытнейших специалистов оказывается к этой системе не готова, например, самое важное обычно остается незаписанным. Это типичный источник конфликтов: иностранный менеджер считает, что его сотрудники просто халтурят, а русские специалисты уверены, что к ним придираются.
- Многие считают, что советский человек - человек особого психологического типа. Может, так оно и есть. Но давайте попытаемся сравнить двух людей одного возраста, примерно одинакового профессионального и культурного уровня, работающих в одной фирме, один из которых иностранец, а второй - наш. Чем они будут отличаться?
- Западные люди воспринимаются у нас как немного... наивные. Социологи объясняют это выработанным за десятилетия двойным сознанием советского человека. Например, каждый из нас знал, что надо говорить на профсоюзном или партийном собрании. И говорили-то в какой-то мере искренне! И столь же искренне не сомневались, что ли слова не имеют отношения к жизни. Западные люди не прошли нашей школы и остались в нашем понимании наивными детьми - они искренне верят, что слова значат ровно столько, сколько они значат. И если на собрании, посвященном укреплению дисциплины, сотрудники говорят, что они будут приходить вовремя, западный менеджер ждет, что на следующий день они придут вовремя. И он абсолютно не может понять, почему все продолжают опаздывать! Наши же понимают, что на то и собрание, чтобы говорить о дисциплине, они вполне искренне играют положенную роль. Ну а жизнь есть жизнь.
- И какими же методами менеджер будет "крепить дисциплину труда" - своими, импортными, или воспользуется нашими?
- Пытается, конечно, все делать, как у них... Я своими глазами наблюдала такие ситуации. Иностранный руководитель, столкнувшись с тем, что человек говорит одно, а делает другое, решает, что, может быть, русские забывчивые или рассеянные. Тогда он лично пишет плакат, где жирным шрифтом выведены слова: "Дисциплина. Ответственность. Внимание", делает множество копий и вешает рядом с рабочим местом каждого сотрудника - прямо ему под нос, чтобы, поднимая голову, человек видел, что от него требуется. При этом западный менеджер считает, что это он так изобретательно борется за дисциплину.
- Извините, но это же смешно!
- А он с трудом понимает, почему нашего человека такие плакаты смешат или раздражают! Бывают и более нелепые ситуации. Все эти ошибки во многом связаны с таким понятием, как лояльность. Западный менеджер считает, что каждый работник, поступающий в его фирму, если он не шпион другой фирмы, лоялен фирме, то есть болеет за ее будущее, старается, думает о карьере и т. д.
- Но и на Западе люди разные... Один стремится сделать карьеру, а другому это не так уж и важно.
- Тем не менее можно говорить о лояльности фирме как о типичной установке так называемого среднего класса. Советский же человек приучен к нелояльности. Мы очень часто считаем, что наши интересы противоположны интересам организации. И мы объединяемся друг с другом против нее! Например, западные менеджеры совершенно не способны понять, почему русские работники сообщают друг другу такую абсолютно конфиденциальную, по западным стандартам, информацию, как назначенную им зарплату. А ответ очень прост. Обмениваясь сведениями о зарплате, сотрудники помогают друг другу воевать с фирмой за повышение ставок. За л им стоит глубинная нелояльность которую и не понимают западные менеджеры и которая мешает многим нашим предприятиям эффективно работать.
- И как же им это объяснить?
- Во-первых, я бы сказала, что это надо иметь в виду, и отбирать людей не только по профессиональным навыкам, но и оценивая их психологическую способность освоить западную систему работы. Во-вторых, ничего хорошего не получится, если менеджер даже не пытается адаптировать систему работы своей фирмы к российской культурной ситуации. В-третьих, не спешить. А если есть возможность, то весьма полезно обратиться к специалистам, которые помогут сотрудникам фирмы найти взаимопонимание. Для наших же самая главная и самая важная рекомендация, как бы забавно она ни звучала: постарайтесь принять тот факт, что в большинстве случаев западный человек имеет в виду ровно то, что он говорит. И в свою очередь ждет от вас того же.
Смотрите также:
- Курс молодого бойца по выживанию в новом коллективе →
- ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА. Богатые в первом поколении →
- ПСИХОЛОГИЯ. Как стать деловым человеком →