Расскажите, кто больше всего влияет на Президента РФ?
О. Чупрыкина, Тверь.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ обычно разделяют влияния, оказываемые на лидера. Они могут быть профессиональными - когда аппарат подготавливает по заданию шефа какие-либо данные, доклады, решения. В нашем, российском, случае это прежде всего администрация Президента, аппарат его помощников, правительство.
Влияния могут быть идеологическими - когда лидер подчиняется обаянию какой-либо идеи, программы, концепции. У нас таким влиянием с известной долей натяжки можно признать концепцию реформ Гайдара, идеи раннего Бурбулиса.
Наконец, личные влияния. С ними все гораздо проще - лицо, обладающее властью, прислушивается к мнению семьи, друзей, преданных сторонников, которым оно полностью доверяет.
История пребывания Бориса Ельцина у власти показывает, что здесь сочетаются все три фактора. Известно, что Президента с премьер-министром не связывает тесная личная дружба. Но первый ценит второго за его профессиональные качества настолько, что наряду с профессиональным Черномырдин явно оказывает на него и идейное влияние. А вот сочетание идейного и профессионального влияния Геннадия Бурбулиса вошло однажды в противоречие с его личным влиянием, которого, по мнению Президента, "стало слишком много", и он удалил от себя прежнего идеолога. В то же время глава государства держал рядом с собой бывшего руководителя группы экспертов Игоря Нита, который, по мнению информированных политологов, профессиональную работу своего подразделения вел довольно слабо, но зато до самой своей смерти оставался близким Президенту человеком, написавшим, по слухам, в свое время исследование по методам работы начальника домостроительного комбината Ельцина.
Кого же сегодня можно отнести к числу тех, кто оказывает на Президента наибольшее влияние?
Прежде всего - это его ближайшие помощники, с которыми Президента связывают не только личные отношения, но и их вполне доказанная профессиональная компетентность. Это Виктор Илюшин, Лев Суханов, прошедшие с Ельциным через огни и воды взлетов и опал. С очень давнего времени работает с ним помощник по международным делам Дмитрий Рюриков - по некоторым отзывам, человек исполнительный и надежный. Заметна роль и помощника Людмилы Пихоя. Но, как утверждают знающие люди, наиболее близок Президенту начальник его службы безопасности Александр Коржаков, которому он посвятил немало добрых слов в своей последней книге и которому ныне отданы немалые властные прерогативы, едва ли уступающие грачевским и степашинским, вместе взятым. Более чем уважительно в окружении Б. Н. относятся к Павлу Бородину. Управляющий делами Президента РФ благодаря своим деловым качествам за короткий срок занял одно из самых ключевых мест в кремлевской иерархии.
Если же отметить других людей на вершине российской государственной пирамиды, с которыми Президента связывают преимущественно личные симпатии, то среди них исследователи называют новоиспеченного министра по спорту Шамиля Тарпищева, партнера Ельцина по теннису, секретаря Совета безопасности Олега Лобова, пресс-секретаря Вячеслава Костикова (тут аналитики высказывают все же сомнения) и - с некоторыми послеоктябрьскими оговорками - также министра обороны Павла Грачева. Причем к некоторым из этих лиц подчас имеются претензии профессионального характера. Скажем, журналисты не в восторге от пресс-секретаря Костикова, а военные дают повод сомневаться в популярности среди них министра Грачева. Настоящую обструкцию устроили в свое время Олегу Лобову, когда Президент ввел его в правительство в качестве вице-премьера.
Что же касается профессионального аспекта, то здесь большое значение имеет структура президентской администрации. Многое в ней определяет ее руководитель Сергей Филатов. По необходимости влияние на решения и действия Президента оказывают также такие структуры, как Совет безопасности (О. Лобов), служба протокола (В. Шевченко), аналитический центр (Е. Ясин), государственно-правовое управление (Р. Орехов), управление информационного обеспечения (С. Носовец). Разумеется, чем-то в их работе Президент руководствуется, что-то отвергает - это его право как главы государства.
Но бывают и парадоксы. Комиссия по правам человека определяющего влияния на государственные дела мягко скажем, не оказывает. Но Президент не может не считаться - и, насколько известно, хочет считаться - с мнением возглавляющего ее известного правозащитника Сергея Ковалева. В круге "идейно близких" называют и Дмитрия Волкогонова, которого до сих пор считают одним из влиятельнейших в Вооруженных Силах людей, и главу телевидения Александра Яковлева, и представителя Президента в компании "Росвооружение" Евгения Шапошникова. Как говорят, не потерял окончательно (хотя близок к тому) своего идейного влияния и Егор Гайдар. А в последнее время мощно прибавляют в этой сфере помощники Юрий Батурин, Георгий Сатаров и руководитель группы экспертов Александр Лившиц. Разумеется, это стало возможно на фоне доказуемой профессиональной компетентности.
Но, как правило, деликатная сфера отношений между руководителем и его окружением является наиболее закрытой во всех странах. Потому что все здесь находится в движении, в постоянных изменениях, в борьбе, интригах.
Смотрите также:
- КОММЕНТАРИИ. К чему темнить при формировании правительства? →
- С кем он - "мистер Путин"? (часть 2) →
- Те еще кадры →