В старой чеченской притче говорится, как давным-давно в Мехк-кхеле (Суде страны) скончался один из старейшин, представлявший в нем свой род - тейп. И тогда встал вопрос: кто в роду самый достойный, чтобы занять место умершего?
Старейшины тейпа долго совещались и наконец представили тамаде (председателю) Мехк-кхела выбранного ими представителя. Тамада внимательно посмотрел на него и сказал: "Прежде чем ты займешь место умершего, я буду смотреть за тобой, пока луна не пройдет свой круг".
Испытательный срок уже подходил к концу, когда однажды утром тамада вышел во двор и увидел, как испытуемый поманил к себе коня, протянув ему навстречу... пустую ладонь. "Ты никогда не будешь представлять свой тейп в Мехк-кхеле, - проговорил тамада, увидев это. - Как можно доверять тебе судьбу нашего народа, если ты способен обмануть даже своего коня?.."
За всю историю Чечни ею никогда не управлял один властитель. Всегда правил Суд страны, состоявший из самых достойных представителей чеченских тейпов. Но это в прошлом. В октябре 1991 г. молодая Чеченская Республика отошла от древних традиций, избрав единого лидера, президента Д. Дудаева.
Вероятно, сегодня можно уже с уверенностью сказать, что, нарушив многовековые традиции, чеченский народ в итоге получил массу проблем как внутри самой республики, так и во взаимоотношениях с соседями. Приход к власти Дудаева, хотел этого сам президент или нет, поставил в привилегированное положение его родной тейп, отодвинув остальные на задний план.
Сегодня оппозиционные силы в Чечне можно подразделить на тех, кто с самого начала был недоволен приходом к власти Д. Дудаева, и тех, кто сначала были его сторонниками, но впоследствии по различным причинам оказались в лагере оппозиции. За время правления Д. Дудаева тейповые разногласия в Чечне зашли настолько далеко, что привели к значительным для 900-тысячного населения Чечни жертвам. Никогда еще чеченский народ за всю свою историю не сталкивался с такой ситуацией. Число "кровников", то есть лиц, повязанных кровной враждой, сегодня ощутимо поползло вверх, что серьезно дестабилизирует положение в Чечне и еще больше обостряет внутриполитическую ситуацию.
Тем не менее, хотя стан противников Д. Дудаева сегодня активно пополняется, у оппозиции нет единой программы и согласованности в действиях. Поэтому все попытки сменить власть в Чечне неизменно заканчивались провалом. Немаловажную роль сыграло здесь и то, что оппозиционные силы не имеют общего сильного лидера, способного противостоять Д. Дудаеву. К тому же Д. Дудаев уже не раз умело использовал и продолжает использовать жупел внешнего врага в лице России, тем более что и она сама давала для этого поводы.
С одной стороны, России крайне неудобно иметь на южных границах в своем составе такую неспокойную автономию с ее еще более неспокойным президентом. Волна преступности, исходящая сегодня из Чечни, все больше беспокоит как российское руководство и силовые структуры, так и простого российского обывателя. С другой стороны, хорошо иметь под боком на всякий случай "объект для битья". И таким объектом, возможно, и станет Чечня.
Разговоры о безграничном суверенитете бывших российских автономий, начатые несколько лет назад, порядком надоели сегодня всем, и в первую очередь самой России. Пора, что называется, собирать камни, т. е. приводить к подчинению национальные республики, которые явно дестабилизируют отдельные регионы. На сегодня Чеченская Республика представляет собой своего рода черную дыру, куда идут и откуда поставляют огромные партии оружия и наркотиков. Кроме этого, Чечня - удобный пункт, откуда ведутся всевозможные валютные махинации. Втекание и вытекание валюты из республики сегодня абсолютно бесконтрольны. Кроме этого Чечня отчасти дестабилизирует положение в соседних Абхазии, Грузии, Осетии, Ингушетии.
Россия, похоже, всерьез решила навести порядок у себя дома. И начнет это делать скорее всего с Чечни. На это указывают следующие обстоятельства.
Во-первых, развернута кампания поддержки чеченской оппозиции, возглавляемой У. Автурхановым, который прочно занял место на российском телевидении. Однако шум вокруг оппозиции нужного эффекта пока не дает.
Во-вторых, у России для вмешательства есть весомый козырь - это притеснение русскоязычного населения. И здесь поводов для давления на Чечню предостаточно. Из Чечни за последние годы уехало большинство русскоязычного населения, а факты террора против оставшихся всегда можно найти, если понадобится.
И наконец, разговоры о том, что генерала Лебедя в ближайшее время планируют назначить командующим Закавказского военного округа, также наталкивают на мысли о серьезном намерении России в ближайшее время как- то повлиять на ход событий в Чечне. "Дудаев постоянно грозит России газаватом и сопротивлением до последнего чеченца, - сказал в одном из интервью командарм 14-й армии. - Ну будет газават, будет последний чеченец... А что дальше?"
Действительно, что же дальше? Стоит ли России вставать на путь вооруженной конфронтации со сторонниками Д. Дудаева? Наверное, нет. Сегодняшняя ситуация в Чечне уже говорит о том, что анархия, подменившая собой независимость, рано или поздно сметет режим Дудаева, как до этого смела уже режим Гамсахурдиа в Грузии. Это многие уже начинают понимать и в самой республике.
Жизнь давно уже доказала мудрость чеченских предков не доверявших судьбу народа одному человеку. А сам Д. Дудаев сегодня чем-то напоминает отвергнутого тамадой героя из чеченской легенды. Поманив свой народ национальной независимостью и кувейтским благополучием, он в результате подсунул ему... пустую ладонь.
Смотрите также:
- КОММЕНТАРИИ. Россия, независимая от Чечни →
- КОММЕНТАРИЙ. Кому нужна чеченская война? →
- Чечня: свет в конце тоннеля? →