ПОТРЕБНОСТЬ РОССИЯН В ТЕЛЕВИЗОРАХ СОСТАВЛЯЕТ 42,5 МЛН. ШТУК. Телевизор - не роскошь

   
   

Главный конструктор телевизоров РФ Константин БЫСТРУШКИН (есть, оказывается, и такая должность!) делится с читателями "АиФ" планами развития отечественной телевизионной техники.

Российская телепромышленность впервые столкнулась с весьма серьезной конкуренцией со стороны фирм как дальнего, так и ближнего зарубежья. Так получилось, что после развала СССР наиболее продвинутые в технологическом отношении заводы остались за пределами России. Кроме того, при нынешней экономической ситуации многие из них работают всего по 3 - 4 дня в неделю.

Чтобы наша телевизионная промышленность могла выжить в таких условиях, и не просто выжить, а производить телевизоры, действительно соответствующие современному уровню, в нее необходимо вложить солидные средства - порядка 30 миллиардов рублей. В эту сумму была оценена стоимость Национальной программы создания телевизоров нового поколения, которая предусматривает решение целого комплекса - от разработки схем до создания принципиально новых промышленных отраслей. Проект программы был подготовлен Московским научно-исследовательским телевизионным институтом (МНИТИ) - основным российским центром, занимающимся разработкой новых моделей телеприемников.

На сегодняшний день в МНИТИ совместно с телевизионными и конверсионными заводами сконструировано несколько моделей, максимально соответствующих сегодняшним требованиям - то есть обладающих способностью принимать и воспроизводить телесигнал по различным цветовым стандартам (Pal-secam...), дистанционным управлением, возможностью подключать видеомагнитофон по низкой частоте, индикацией режимов на экране, режимом "телетекст" и т. п., но различных по цене. При этом учитывалось, что телевизор считается доступным для определенной группы населения, если его цена не превышает 3 - 5 средних зарплат этой группы.

В качестве наиболее доступной модели был разработан телевизор с размером кинескопа по диагонали 37 см. В нем используется микросхема нового поколения, содержащая в себе около 70 процентов схемы всего телевизора. Кроме основных функций, в нем предусмотрен автоматический поиск и запоминание программ. Предполагаемая стоимость такого аппарата - 200 - 300$ (в пересчете на рубли, разумеется), хотя он полностью соответствует мировому уровню класса 300 - 600$. Для малообеспеченных был разработан аналогичный вариант черно-белого телевизора ценой не более 100 $.

Самыми распространенными считаются телевизоры с размером экрана по диагонали от 51 до 54 см. Несколько вариантов модели такого типа отличаются наличием спутникового тюнера, режима "кадр в кадре" (получение небольшого изображения другой программы в каком-нибудь месте экрана) с автообзором по программам, режима "телетекст", корректора цветовых переходов и т. п. Модель будет готова к производству в начале 1995 года. По своим функциональным возможностям она приближается к мировым аппаратам высокого класса стоимостью 800 - 1200$, хотя ее цена планируется в районе 450 - 600 $.

Более сложный вариант этой модели планируется выпускать с экраном 72 см. Однако такие большие кинескопы наша промышленность пока не производит, хотя разработки уже ведутся. Первоначально планируется выпускать эти телевизоры с импортными кинескопами, постепенно вытесняя их отечественными. Поскольку во всем мире телевизор подобного размера считается предметом роскоши, то и цена на него предполагается иная - 600 - 800$.

На Западе все большую популярность завоевывают жидкокристаллические телевизоры, которые, по сравнению с обычными, имеют ряд преимуществ: абсолютно плоский экран, позволяющий избегать геометрических искажений, малые габариты и возможность долгое время работать от аккумуляторов или батареек. В Японии сегодня доля таких телевизоров составляет 21%. С этого года разработки жидкокристаллических телевизоров ведутся и у нас. Серийный выпуск их планируется на 1996 - 1997 гг.

С конца 70-х годов во многих странах мира ведутся работы по созданию телевидения высокой четкости (ТВЧ), при котором качество изображения становится практически вдвое лучше. Вместо стандартного формата "картинки" 4:3 был принят формат 16:9, который обеспечивает эффект присутствия, как в широкоэкранном кино. Планируемое многоканальное звуковое сопровождение позволит существенно улучшить качество звука, а также осуществить вещание на разных языках.

В качестве переходного этапа от обычного телевидения к ТВЧ Германия совместно со многими европейскими странами предложила ввести стандарт Pal+, в котором уже используется формат 16:9. Для этого стандарта не нужно организовывать параллельное вещание - он может приниматься обычными телевизорами, только на экране сверху и снизу будут темные полосы (как при просмотре широкоформатного фильма).

Для нашей страны эта идея еще более актуальна - эксплуатационный парк телеприемников в СНГ сегодня превышает 100 млн. шт., а большинство людей в случае внедрения новой несовместимой системы попросту не сможет купить себе другой телевизор. Кроме того, в нашей стране уже имеется колоссальное количество телепередатчиков, кабельных сетей и линий для передачи телепрограмм. Учитывая это, Россия и Франция в этом году приступили к созданию своей аналогичной системы Secam+, также отличающейся форматом изображения 16:9 и стереозвуком. Кроме того, в МНИТИ началась разработка широкоэкранного телевизора. Судя по всему, и у нас возможно качественное ТВ. Если, конечно, хватит денег...

Смотрите также: