В Дагестане - холера. Болезнь зарегистрирована в 68 населенных пунктах 24 районов республики. Число заболевших перевалило за 400 человек. Вибриононосителей чуть меньше. Среди выявленных больных - 30% детей до 14 лет.
НА БОРЬБУ с эпидемией уже затрачено более 2,5 млрд. руб. В Дагестан направлены бригады эпидемиологов, бактериологов, гигиенистов из Москвы, Ставрополья, Ростова, Краснодарского края.
Почему такое стало возможно именно в Дагестане?
Как известно, информационные службы Саудовской Аравии отрицают тот факт, что паломники могли заразиться холерой на территории их страны. Председатель Госкомсанэпиднадзора России Е. БЕЛЯЕВ комментирует это так:
- У нас действительно нет оснований обвинять Саудовскую Аравию в том, что источник заболевания был на их территории. Но если раньше эта страна приглашала людей к святым для мусульман местам организованно, обеспечивая их питанием, чистой водой и одноразовыми столовыми приборами, то в этом году все изменилось. Паломники из Дагестана (по официальным данным, более 8000 человек) ехали без приглашения, на неприспособленном транспорте, на "КамАЗах" и прочем, брали с собой продукты на длительный срок. Люди по пути общались с паломниками из Ирака, Ирана, Афганистана, Пакистана, Турции и других стран, где крайне неблагополучно с холерой.
Должен сказать, что 65% заболевших холерой в Дагестане заразились при совершении культовых обрядов уже в самой республике. Поначалу люди, особенно из отдаленных горных селений, просто отказывались ложиться в больницу и даже скрывали случаи смерти, считая, что человек, который заболел во время хаджа и умер, взят на небо самим Аллахом, при этом на похороны приезжали сотни родственников. Например, был случай, когда целый автобус, который милиция не пропустила на поминки в очаг поражения, буквально перенесли на руках в обход кордона. У 22 пассажиров впоследствии обнаружили холерный вибрион.
К счастью, сейчас с помощью правительства, медиков и культовых служителей такое отношение населения к холере удалось переломить. Количество обрядов по договоренности Правительства Дагестана и Церкви должно стать минимальным, и они будут проходить с участием медработников.
По словам заместителя министра здравоохранения РФ В. АГАПОВА, несмотря на то, что медикаментов, соляных растворов, антибиотиков сейчас достаточно, обстановка осложнилась тем, что в Дагестане сложилась крайне неблагополучная ситуация с водоснабжением населения.
По данным Госэпидемнадзора, из 1198 источников централизованного водоснабжения в республике 362 не отвечают санитарным требованиям. Из 1005 водопроводов - 353. Действует примитивная система хлорирования воды, когда она, дойдя до разводных водопроводных сетей, хлора в себе уже практически не содержит - он впитывается по дороге органическими соединениями. К сказанному добавим, что поднимается уровень Каспийского моря. За последние годы он стал выше на 2 метра. Значит, поднялись грунтовые воды, которые вымывают на поверхность нечистоты из выгребных ям и канализации.
Президент РАМН, академик В. ПОКРОВСКИЙ утверждает, что справиться с холерой только медицинскими средствами невозможно. Нужно участие не только правительства республики и администрации районов, но всего населения, которое должно ясно представлять, что такое холера и как она передается.
- "Контактно-бытовой путь передачи холеры" - это неточная формулировка. С больным холерой можно целоваться, обниматься, совершать половой акт и никогда не заболеть, если только он не будет выпачкан в фекальной массе. Передача холерного вибриона осуществляется только через внешнюю среду, например через воду, которой пользуются в замкнутом коллективе, будь то семья или поселок, либо через зараженный водопровод. Возможна передача через продукты, вымытые грязной водой. Но при этом важно знать, что на овощах и фруктах вибрион сохраняется не более двух суток.
СПЕЦИАЛИСТЫ продолжают утверждать, что полная блокада (карантин) республики нецелесообразна, поскольку даже вывоз холеры за ее территорию, как это случилось в Москве и Ессентуках, будет немедленно локализован и никакой опасности для населения не представит. Перестраховка со стороны руководства Ставропольского края, Астраханской области и других близлежащих регионов понятна, но ситуацию может только усугубить. Ведь если не пропускать в Дагестан никакие грузы, даже продукты, значит, обречь жителей на голод. Почему не принимать из республики промышленные товары? Чем должны тогда жить ее экономика, люди, из которых уже сейчас почти 80% без постоянной работы и существуют за счет торговли на рынках овощами и фруктами?
- Многие пытаются сравнивать вспышку в Дагестане с эпидемией 70-х годов, - говорит Е. Беляев. -Сегодня вспышка носит локальный характер. Вспышка 70-х, хотя и называлась "астраханской", охватывала многие регионы России. Считаю, что на сегодняшний день мы добились контроля за ситуацией в Дагестане.
Но есть одно "но"! Сейчас важнее не медицинские мероприятия, а улучшение внешней среды. Уже выделен холерный вибрион в реке Аварское Койсу Шамильевского района, которая протекает еще по нескольким районам и впадает в реку Сула. Из Сулы берут воду больше половины населения Дагестана. Загрязнена и прибрежная часть моря. Навести порядок в водоснабжении, канализации - это дело в первую очередь правительства Дагестана, которому нужно оказать помощь. Если этого не будет сделано, то возможно дальнейшее тяжелое развитие эпидемии. Вот тогда уже может встать вопрос и о блокаде республики.