Достижение государственной независимости Грузии обходится недешево. Еще недавно цветущая и благоухающая республика ныне пытается выкарабкаться из пропасти глубокого кризиса.
БЫЛОЕ
В ПЕРИОД распада СССР много оказалось в стране желающих поучаствовать в состязании за звание "пионеров независимости". К штурму политических вершин в Грузии приступили не только здоровые силы национального движения, но и амбициозные политиканы. Для криминальных слоев наступил праздник.
Создавались десятки (ныне их свыше полутораста) партий и политических организаций, вождям которых казалось, что они имеют право на существование уже потому, что в основу программы заложили идеалы независимости. Позже выяснилось: четкого представления о том, как должна жить страна в новых условиях, не имел никто.
Едва ли не самой серьезной ошибкой в национальном движении был лозунг "Грузия - для грузин". Люмпенизированная часть общества и часть интеллигенции были вдохновлены целями Звиада Гамсахурдиа - человека образованного, но политически ограниченного и весьма жестокого, к тому же обиженного коммунистами. Многочисленные демонстрации и голодовки с требованием ухода коммунистических властей привели к событиям 9 апреля 1989 г., когда российские военные части с помощью дубинок и газа разогнали ночную демонстрацию.
Тогдашний первый секретарь ЦК КП Грузии Джумбер Патиашвили, ныне депутат парламента, считает, что в апрельских событиях его "подставил" председатель КГБ Гиви Гумбаридзе, который хотел возглавить ЦК и добился своего, хотя и пробыл на этой должности всего полтора года.
Звиад Гамсахурдиа, пришедший к власти после победы "круглого стола" в октябрьских выборах 90-го года, действовал по принципу "что хочу, то и ворочу". Упразднив автономию Южной Осетии, он обрек многих из живущих в области грузин и осетин на изгнание.
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
ДВА с лишним года назад к управлению обществом "нового типа" приступил Эдуард Шеварднадзе. Общество досталось воюющее, ничего не производящее, полукриминальное. Ночью и днем совершались разбойные нападения и убийства. Страну грабили преступники, она находилась в состоянии мелкомасштабной гражданской войны. Звиадисты опустошали в Западной Грузии продовольственные поезда и банки, хранившие хоть немного валюты.
Привычка ли к власти или осознание ответственности перед народом заставили Шеварднадзе вернуться? - по сей день интересуются заезжие журналисты. "Слава Богу, что приехал", - говорили и говорят люди на востоке и западе страны. Понять их легко, если вспомнить, через какой хаос прошла страна за последнее время.
Когда у него спрашивают, почему реформы идут с трудом, он отвечает, что война - не самое подходящее условие для этого. Реформы в обществе, которое лишь недавно перестало быть воюющим, начинаются в августе 1994 года. Правительство готовит непопулярные, но необходимые меры. Одна из основных: освобождение цен на хлеб и энергоресурсы. Хлеб сейчас стоит 700 купонов при соотношении рубля к купону 1 к 900. Но себестоимость одного килограмма достигает 200 - 250 тыс. купонов и более. Средняя зарплата 250 - 300 тыс. купонов в месяц. Это всего 15 - 20 центов. Одновременно готовится, как заявил вице-премьер Теймураз Басилиа, один из главных кураторов реформы, повышение зарплаты в несколько раз плюс система компенсаций. "Ближайшие четыре-шесть месяцев будут тяжелыми, но к весне появятся первые результаты преобразований. Пока идет борьба за выживание. Челночные поездки в Турцию, Индию и другие страны стали здесь обычным делом. Тут торгуют не только сигаретами, обувью и пивом, но и домашними вещами, хранившимися десятки лет. Можно встретить актеров и писателей, работающих в торговых ларьках либо в обменных пунктах валюты. Парламент, ни шатко ни валко работающий над законодательной базой, стал одним из тормозов на пути к преобразованиям. Чтобы экономика вздохнула свободно и "пошла", из нес надо убрать мафию, отобрать у нее оружие.
Тем временем Национально-демократическая партия Грузии, поддерживающая Эдуарда Шеварднадзе, но критикующая его за излишнее доверие правительству, заявляет, что в Грузии налицо предпосылки гражданской войны. Радикальная оппозиция стремится к обострению обстановки, планирует акции протеста на осень. Как предупреждение для любителей дестабилизации можно расценить и смотр подразделений и техники МВД, который продемонстрировал способность защитить государство от преступных посягательств.
Шеварднадзе стремится вернуть беженцев в дома и добиться для них гарантий безопасности. Но у него много оппонентов, у каждого из которых свой взгляд на эти проблемы.
Смотрите также:
- ФРАНЦУЗСКИЙ ЖУРНАЛИСТ О ПЕРЕМЕНАХ В СТРАНЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ. Чем живут Франция и французы →
- 37 ТЫС. МОНГОЛОВ ПОГИБЛИ ОТ РУК НКВД В 30 - 40 гг. Монголия: прощай, социализм? →
- Непопулярная депопуляция... →