КАРТИНЫ РАЗВЕШИВАЮТ НЕМЕЦКИЕ БАРОНЫ. Явление Третьяковки народу

   
   

Сразу же после окончания празднования Дней Москвы Третьяковка вновь закрылась для завершения строительных работ. Теперь уже до 14 декабря - дня рождения основателя галереи Павла Михайловича Третьякова.

ДЕСЯТЬ лет назад в кабинете Ельцина на Старой площади принималось решение о начале реконструкции музея. Размеров затрат тогда даже представить не могли.

Третьяковка находилась в таком состоянии, что посетителей пускали только в пять залов, где не обваливался потолок. В негодность пришли не только системы хранения, но и элементарная охрана. Видимо, лишь по счастливой случайности галерея в этот период избежала происшествий, подобных трагическому случаю с "Данаей" в Эрмитаже. Во всяком случае в 1911 г. смотрители Третьяковки не уберегли репинского "Ивана Грозного" - и теперь, в полной галерее, эта попорченная когда-то душевнобольным человеком картина будет выставлена за специальным стеклянным защитным покрытием.

Собственно, сегодня перед нами новая галерея, частью которой стал бывший дом Павла Михайловича (первое помещение, созданное в 1902 г. по проекту художника Васнецова). Теперь экспозиционная площадь Третьяковки увеличилась на треть, и она может позволить себе пороскошествовать.

Это уникальный случай в музейной практике - галерея намерена выставить около трети своих фондов - обычно постоянная экспозиция не превышает десятой части запасников.

Сегодняшняя Третьяковка может позволить себе барские замашки. К примеру, поместить в отдельный зал "Принцессу Грезу" Врубеля - грандиозное панно размером 16 на 8 метров, выставлявшееся за всю свою историю всего один раз, на Нижегородской ярмарке. Может позволить себе в залах, расположенных на территории бывшего внутреннего дворика, выставить ранее запрещенные (по идеологическим причинам) произведения. И слава Богу, может оставить на старом месте "Трех богатырей" Васнецова - единственную картину, место для которой выбрал сам Третьяков и которую ни разу не перевешивали в другое место за всю историю галереи.

ВООБЩЕ развеска картин - дело хитрое. Директор галереи Валентин Родионов, улыбаясь, рассказал нам, как нелегко было тащить ивановского Христа ("Явление Христа народу"). Я увидела его еще в разобранном виде - на полу, без рамы. Специалисты немецкой фирмы, выигравшей конкурс на право развешивать в Третьяковке картины (!!!), через неделю приступят к монтажу этого полотна. Валентин Алексеевич по секрету рассказал, что среди тех, кто вешает у них картины, -два немецких барона. В Германии развеска картин - занятие, достойное потомков аристократического рода.

Вообще Третьяковка - это целый завод. Климат проверяется каждое утро: 19 градусов тепла и движение воздуха, не превышающее 1 метра в секунду. Если это правило нарушено - "боевая тревога".

...Во время церемонии открытия произошел конфуз. Строители потеряли символический ключ, который должны были у входа передать Директору. Ключ нашелся уже после того, как официальная "приемка" пошла по залам. Президент и сопровождавшие его лица галерею осматривали с восхищением.

СУДЯ по всему, Третьяковке отныне не избежать статуса "официальной резиденции культуры". Согласно выдвинутой Щусевым и Рудневым еще в 30-х годах идее, Третьяковка в будущем расширится до, границ обводного канала, и, таким образом, через три года ее фасад будет уже смотреть прямо на Кремль. Официозность местоположения галереи закрепит и построенный в рекордно быстрые сроки мост, соединивший Лаврушинский переулок с площадью Репина (в народе его тут же метко окрестили "Лужков-мостик"). Теперь высшие официальные лица получили возможность в часы досуга пешком переходить прямо из своих кремлевских кабинетов в храм искусства, а затем и в храм Божий: подземный переход соединит галерею с восстановленной церковью Святителя Николая в Толмачах. В свободное от служб время церковь будет работать как музей, где среди прочих памятников древнерусской иконописи будут экспонироваться "Владимирская Богоматерь" и "Троица" Андрея Рублева. За сохранность икон, кстати, можно не беспокоиться - церковь оборудована специальной аппаратурой для создания музейных условий хранения. Слияние храма искусства с храмом Божиим вполне отразило слияние церковных институтов с государственными - и, судя по всему, споры разрешились мирно.

Смотрите также: