В старину люди считали огонь "гневом Божьим". В случае пожара служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского, которому православная церковь отвела роль пожаротушителя, шли крестным ходом с иконами. Огонь "гасили" молоком только что отелившейся коровы, через горящее строение перекидывали пасхальные яйца. В "Сказании о двенадцати драгоценных камнях" помощником в тушении пожаров назван "камень, нарицаемый уакинф" - яхонт. По преданию, помещенный на горящие угли, он гасит их, сам же остается в целости.
Однако уже тогда понимали: с огнем можно и нужно бороться. Когда в 1472 году в Москве вспыхнул большой пожар, даже Великий московский князь Иван Третий со своей дружиной тушил огонь и был, как отмечает летописец, "зело храбрый", несмотря на тяжелые ожоги. В том же году князь вместе с сыном отстаивал от огня боярские палаты, давал команды на разборку ближайших домов (они тоже могли загореться, и пожар пошел бы дальше), рубил заборы. Государевы стражники стали заправскими пожарными. Они разделились на топорников и ведерников, воду брали из Москвы-реки.
В конце XV века в Москве впервые была учреждена "опаса" - так называлась пожарно-сторожевая служба, которая следила за порядком в городе, а в случае пожара вставала на защиту от огня. Очень строго наказывали нарушителей противопожарных правил, например курильщиков.
При первом царе из рода Романовых, Михаиле Федоровиче, действовал указ, по которому курильщики табака, пойманные первый раз, получали 60 палок по пяткам, а уличенным вторично отрезали нос. После пожара 1634 года, вспыхнувшего из-за неосторожного курения, ввели запрет на курение табака под страхом смертной казни. За другие нарушения противопожарных правил брали штрафы до 50 копеек, при повторных нарушениях - в два раза больше. Это были немалые деньги: корова стоила не больше двух рублей, а лошадь - от полутора до восьми рублей.
30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович издал указ "О градском благочинии", в котором впервые в российской истории были собраны воедино все прежние противопожарные указы и определялись государственные меры "бережения от огня". Эту дату российские пожарные по праву могут отмечать как день рождения своей героической профессии.
Учитывая исторические традиции и заслуги пожарной охраны, ее вклад в обеспечение пожарной безопасности Российской Федерации, президент РФ в апреле 1999 года издал указ, которым установлен День пожарной охраны - 30 апреля.
К середине XVII века общее число стрельцов-огнеборцев в Москве достигло 20 тысяч. И все же город горел. В пожаре 1652 года сгинуло 400 домов. Только в мае 1698 года огонь уничтожил 600 домов вдоль реки Неглинной. В 1701 году сгорел почти весь Кремль, за Москвой-рекой в пожаре погибло все от Москворецких ворот до Каменного моста. Белый и Земляной город сгорели почти целиком в 1712 году, а пожар 1737 года уничтожил 9145 дворов. Как свидетельствуют летописи, в первые столетия своего существования Москва тринадцать раз выгорала дотла.
Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом преобразований Петра Первого. В 1700 году Петр выписал для Москвы из Голландии новые пожарные трубы конструкции знаменитого механика Ван ден Хейдена, пополнившие арсенал городских противопожарных средств. На больших улицах было предписано иметь медные пожарные трубы с кожаными рукавами, а в специальных "сборных" местах хранить крюки и большие водоналивные трубы. Караульщики ночью ходили по улицам с трещотками. На Спасской башне Кремля особые колокола - набаты - "выбивали тревожные повестки на случай пожара".
Первая регулярная пожарная команда в Москве появилась в 1829 году. Характерной приметой городского пейзажа по всей России стали пожарные каланчи. В Москве, например, их было шестнадцать. В городах строили противопожарные водопроводы и колодцы. Появились ручные пожарные насосы, лестницы. По тревоге пожарные мчались на конных повозках под оглушительные звуки трубы.
В начале двадцатого века появились первые пожарные автомобили, начали применять химические огнетушители. Пожарная техника непрерывно совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из самых важных и почитаемых.
Рыжие с Мясницкой
Пожарные лошади - воронежские и тамбовские битюги - были гордостью москвичей. Каждая пожарная часть, а в Москве их было пятнадцать, получала лошадей одной масти. По ней узнавали, кто мчится на пожар. "Тверская - все желто-пегие, Рогожская - вороно-пегие, Хамовническая - соловые с черными хвостами и огромными косматыми черными гривами, Сретенская - соловые с белыми хвостами и гривами, Пятницкая - вороные в белых чулках и с лысиной во весь лоб, Городская - белые без отметин, Якиманская - серые в яблоках... Мясницкая - рыжие", - писал известный знаток старой Москвы Владимир Гиляровский.
Смотрите также: