Кто он, сегодняшний Ганс?

   
   

"Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда", - писал Редьярд Киплинг. В случае с немцами речь идет, конечно, не о том Востоке, что имел в виду английский писатель. Но все же первое в современной истории объединение одного народа, еще недавно разделенного стеной в прямом и переносном смысле, принесло немало психологических проблем.

ЭТОТ БЕСХИТРОСТНЫЙ "ОССИ"

ПОЧТИ сразу после объединения появились анекдоты и шутки о западных и восточных немцах - о "весси" и "осей", так их называют, - анекдоты, обрисовывающие столь сложные отношения между ними, что впору, кажется, говорить о двух национальных самосознаниях в одном народе.

Обычно "весси" предстает в них хитрым, жадным парнем, который рад заполучить контроль над имуществом "осей" и к тому же чувствует себя в новых землях единственным хозяином, призванным научить глупых "ос-си" жить в капитализме.

"Весси" меньше увлечены сочинением анекдотов, зато они рассказывают реальные истории о том, что восточные немцы оказались не такими, как их себе представляли на западе, они ленивее и необязательнее в работе, чересчур самолюбивы и хамоваты.

А иностранец со стороны может отметить, что восточные немцы более аккуратно одеваются по сравнению с теми хламидами, которые модно носить на западе; на востоке осталось больше общительности, этакого ощущения "свойственности" даже незнакомых людей. Надо признать: на востоке действительно больше необязательности, но и больше свободы в очень зарегламентированных отношениях между немцами.

Таковы сегодня восточные немцы, наши бывшие соседи по соцлагерным нарам, бывшие враги и бывшие союзники, тайные недоброжелатели и наиболее надежные соратники, правда, все время рвавшиеся на запад. В их душах - оптимизм по поводу будущего и страх перед ним. Нежелание возвращаться в ГДР с ее партсобраниями, закрытыми границами и госбезопасностью - и ностальгия по тому совместному, коллективному, что делалось в их социалистическом государстве. Недоверие, переходящее в подозрительность, по отношению к немцам западным, - и яростное желание поскорее достичь их материальных стандартов.

Оказалось, что стена стояла не только в Берлине. И разделяла не только страну. Нынешние немцы разделены сами в себе.

"ХОЧУ ЮНУЮ ЛЮБОВНИЦУ И РАДИОТЕЛЕФОН"

НЕ стоило бы, наверное, рваться в открытую дверь, чтобы доказать, что аналогичные слои населения на востоке Германии еще беднее, чем на западе. Куда важнее разница в ценностных представлениях сегодняшних немцев.

Итак, рабочие. Запад: хотелось бы позволить большего -отдых на Тенерифе или более современную машину, дом где-нибудь на природе. Восток: ухоженный дом или хотя бы приватизированную квартиру. Новую машину, отдых с семьей в собственном садике. Может быть, групповая недорогая поездка на Балтийское море.

Мелкая буржуазия. Запад: обеспеченную жизнь в абсолютно стабильных условиях и в собственном доме. Хорошее образование для детей, желательно в старых моральных ценностях. Восток: собственный дом и машину побольше. Стряхнуть с себя повседневность желательно не на Мальорке, а где-нибудь в Кении или Израиле.

"Группа успеха". Запад: вхождение в высшие слои общества, дорогие украшения, одежда по парижской моде, дорогая спортивная машина, картины старых мастеров. Восток: буржуазное существование по западным стандартам. Полное обновление квартиры с исключением всего, что напомнит о ГДР. Юную любовницу и, как символ статуса, новейшие типы радиотелефонов.

"Гедонисты". Запад: работать как-нибудь так, чтобы это приносило и удовольствие, и высокий заработок. Жить с друзьями в большом доме на природе, но без отказа от современных удобств. Самая лучшая аудиовидеоаппаратура, которая существует. Восток: обнаружить в себе какой-нибудь талант или сделать сенсационное открытие. Купить с друзьями участок земли и построить на нем две-три хижины. Контакт с деятелями культуры. Поездки туда, где происходит что-то интересное.

Как видим, немцы обеих частей недавно объединившейся страны различаются не только уровнем жизни, но и представлением о том, что они хотели бы сделать и получить на любом уровне. И, как предполагают многие, лишь через одно, а то и два поколения страна станет по-настоящему единой.

* * *

* БОЛЬШЕ четверти населения - 26% - на востоке составляют традиционные рабочий класс и крестьянство. Это те, кто, по определению исследователей, "работает, чтобы жить". А вот сравнимых с ними жителей западных индустриальных районов всего 5%.

* Западных крестьян - точнее, фермеров - статистика относит скорее к среднему классу, куда входят мелкие и средние служащие, предприниматели с небольшими доходами, а также пенсионеры. Мелкобуржуазная составляющая общества примерно одинакова на западе и востоке - 21 и 23%.

* Гораздо больше разнятся - 25 против 9 - проценты тех, кого германские ученые относят к "группе, ориентированной на успех". К ней с обеих сторон причисляют квалифицированных рабочих и служащих, предпринимателей среднего уровня, лиц свободных профессий со средним или высоким уровнем доходов.

* И наконец, немаловажно сопоставление в такой группе, которую исследователи назвали "гедонистской". Из названия следует, что к ней относят тех, кто в основном ищет развлечений и рвется больше к радостям потребления, нежели производства. На востоке таких ровно в два раза меньше, чем на западе, - 6% против 12.

В статье использованы результаты исследований "Синус-Института" в Гейдельберге. Анализ потребительской структуры населения по отдельным слоям заказали весьма трезвые владельцы капитала, которым очень важно знать, как и на кого ориентировать производство товаров.

Смотрите также: