ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СТРАХ - ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО СИЛЬНЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОИНСТВЕННОСТИ. Почему люди убивают друг друга

   
   

С доктором биологических наук Виктором ДОЛЬНИКОМ беседует наш корреспондент Сергей ОСИПОВ.

- Виктор Рафаэльевич, посмотришь хронику дня по телевизору - ужас берет. Наши современники в Таджикистане и Карабахе, Боснии и Руанде уничтожают друг друга не со звериной, а именно с человеческой жестокостью. Но ведь агрессивность - вовсе не прерогатива человека разумного.

- Конечно, но в животном мире схватки между представителями одного вида - довольно редкое явление. Не то что у нас... Дело в том, что многие виды животных (львы, ядовитые змеи, а также осы, пчелы) вооружены столь основательно, что драка между ними привела бы к гибели по крайней мере одной особи. Поэтому у них природа выработала запрет на применение оружия во внутривидовых разборках - споры разрешаются на турнирах, для которых есть свой кодекс - не хуже, чем у рыцарей средневековья. Более 50 лет назад австрийский зоолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц назвал это естественной моралью.

Проанализировав поведение многих видов, Лоренц пришел к выводу, что сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия. Человек и его предки были слабо вооружены от природы - даже кусаться толком не могли (помните, как Балу уговаривал Маугли добыть "железный зуб"?). Поэтому естественная мораль у человека была изначально слаба. Все бы ничего, если бы в процессе исторического развития человек не стал самым вооруженным видом на земле.

- Неужели в человеческой агрессивности нет ничего чисто человеческого? Хотя бы принцип "око за око..."?

- А вороны? Если кто-то схватил одну из них и поволок прочь, ее товарки скликают всех окрестных ворон, и те начинают с воплями преследовать хищника, не позволяя ему насытиться добычей. Более того: где бы ни появился теперь хищник, окрестные вороны слетятся и поднимут гвалт. Мстительны и многие виды обезьян, осы, пчелы. А некоторые муравьи не только уносят с поля боя раненых и убитых (эдакая муравьиная битва за тело Патрокла!), но и хоронят погибших. Наверняка без всяких мыслей о потустороннем мире.

Предки человека тоже были мстительными по отношению к хищникам, а позднее перенесли ту же тактику на врагов своего вида. Вот они - истоки человеческой агрессивности! И поныне потребность отомстить часто мобилизует коллективное поведение больших групп людей. Наглядный пример - сегодняшние события в Чечне, Абхазии, да мало ли где еще. •

- Ну а великие нашествия, "натиск на восток", север и юг?

- У многих видов животных в нормальных условиях особи живут по обычным жизненным программам. Когда же условия ухудшаются или плотность популяции превысит критическую, начинают рождаться особи с другой программой. Они не могут жить так, как их родители, они устремляются в набеги. Типичный пример - саранча. Биологическая цель нашествия вполне прагматична - выбросить за пределы популяции избыточное молодое поколение. Из-за этого маленькие безобидные и трусоватые грызуны - лемминги проходят сотни километров, переплывают реки, нападают на более крупных животных и даже на людей.

У человека в сходных условиях тоже происходят изменения с молодежью: она не хочет жить, как родители, тоже образует группы, которые легко превращаются в банды. Первопричина великого переселения народов, крестовых походов, нашествия монголов также кроется в биологии.

- А военное искусство - наше, человеческое?

- Как сказать. Например, у павианов в результате эволюции выработалась довольно сложная оборонительная структура стада. Павианы любят ходить строем: в середине идут самцы-доминанты, "штаб" обезьяньего войска. Рядом - молодые самки с детенышами. В авангарде идут самцы второго иерархического ранга (субдоминанты). Обнаружив опасного хищника, они развертываются вогнутым оборонительным полумесяцем и стремятся задержать противника. Тактика весьма эффективная: потеряв пять-семь "бойцов", павианы способны изувечить леопарда. Еще в обезьяньем войске есть арьергард и даже боковое охранение!

- Прямо как цитата из "Боевого устава сухопутных войск"...

- Если быть по-военному точным, это предбоевой порядок пехоты.

- Я знаю, чего уж точно нет в природе: военно-промышленного комплекса!

- У общественных насекомых, вставших на путь так называемой избыточной милитаризации (например, у термитов), тоже образуются военные касты. Их "вояки" не только сами не желают добывать пропитание, но и разучились есть без посторонней помощи. Их кормят сестры-рабочие. У некоторых видов оформилась узкая специализация воинов: насекомые-танки и противотанковые средства, артиллерия и фортификационные сооружения, химические мины и т. д. Точно так же и у людей: когда общество втягивается в затяжной вооруженный конфликт, выделяется группа воинов, которая, с одной стороны, существует как бы для защиты общества, а с другой - сама для себя. Примеры из современности каждый может припомнить сам.

- Получается, что человек собственной персоной как бы и не виноват в ведении войн?

- Античные мыслители считали войну естественным свойством человека, но в эпоху Просвещения эта точка зрения стала непопулярной. Войну стали рассматривать как проявление свободной воли человека, как "продолжение политики...", как способ разрешения экономических, религиозных и иных противоречий. Религия и культура испокон веку стараются смягчить воинственные устремления человека, но надо признать, что это плохо получается. То же самое можно сказать и о попытках ввести войну в законом обусловленное русло - я имею в виду женевские конвенции, резолюции ООН и т. д.

- Если война - нечто врожденное, то как нам до сих пор удалось уцелеть? Это при таком-то оружии и такой естественной морали!

- Из-за страха взаимного уничтожения в ядерной войне. Человеческий страх - единственное, что сильнее человеческой воинственности. Так что не стоит обольщаться: человек не изобрел ничего нового, а лишь довел до абсурда заложенные в него природой агрессивные инстинкты.

Смотрите также: