ПОСЛЕ наступления нового века хочется не только подвести какие-то итоги, оглянуться на мировую историю и разобраться, что же с нами происходило за последние 100 лет, но и задуматься о веке грядущем. Поделиться своими мыслями на этот счет мы попросили Чингиза АЙТМАТОВА - мудрого восточного аксакала, знающего цену и времени, и человеку.
О личностях
- Чингиз Торекулович, назовите, пожалуйста, несколько личностей, которые, на ваш взгляд, в той или иной степени определяли ХХ век...
- Если брать науку, то это Альберт Эйнштейн, заложивший фундаментальные основы нового научного мышления. В области культуры я бы назвал литераторов, внесших огромный вклад в духовное развитие людей. Это безусловно Лев Николаевич Толстой, Эрнест Хемингуэй. Если брать общественных деятелей - Махатма Ганди, Никита Хрущев, Михаил Горбачев, благодаря которому мир оказался избавлен от третьей мировой войны.
- Лев Толстой в большей степени принадлежит к XIX веку...
- Он его завершил и перевел читателей за руку через границу веков.
- А кто из ныне здравствующих будет нас переводить из ХХ века в XXI?
- Не знаю, не знаю... Может быть, вскоре и появятся новые молодые мыслители, художники и т. д., но сейчас я не вижу мастеров калибра того же Толстого.
- Это со знаком "плюс". А с противоположным?
- Ленин. Именно он развернул огромную часть земного шара в определенном направлении, направил саму мировую историю другим путем. Благодаря ему люди нашего столетия знают, что такое революция, диктатура, тоталитаризм.
- С чем, по-вашему, связан кризис литературы?
- Человека теперь занимают другие дела, он ожидает каких-то изменений, действий в других сферах - социальной, политической, коммуникационной. От литературы отвлекают телевидение, Интернет, шоу всяческие... Они литературу глушат и как бы отодвигают. Большую литературу, естественно. Массовой, низкокачественной Запад с открытием границ "вознаградил" нас сполна. Рыночная экономика отторгла читателя от серьезной литературы и преподнесла ему книги другого свойства. Вообще, если серьезная книга исчезнет, цивилизация превратится в нечто виртуальное. Книга - это источник фундаментальной культуры.
- Один из самых знаменитых ваших романов называется "И дольше века длится день". Был ли в минувшем столетии случай, когда один день действительно стоил иного столетия с точки зрения важности и значимости для цивилизации?
- Да. День сокрушения Берлинской стены.
- Неожиданный ответ. Я, признаться, полагал, что вы скажете про 9 мая 1945 года или про день первого полета в космос...
- Космос космосом. Он высоко, и для нас важнее разобраться с земными делами. Падение Берлинской стены - это начало новой эпохи, когда Запад и Восток подали друг другу руку.
- Хватит ли у человечества ума удержаться от ядерной войны?
- Все великие планетарные договоренности времен перестройки действуют. Но, увы, у многих правителей есть жажда превосходства в военном смысле, жажда овладения атомным оружием для устрашения окружающего мира, а значит, возможны очень острые ситуации... Страшно, когда оружие становится козырем. А ведь в последние 2-3 года происходит усиление гонки вооружений! Развивающиеся страны, Пакистан, Северная Корея могут в страшном отчаянии использовать свой ядерный потенциал. Допустить этого нельзя!
- Какие великие открытия готовит нам будущее?
- Человек все время стремится к бессмертию - в прямом, косвенном, фантастическом смысле и т. д. Ну хочется быть бессмертным! Увы, этого не дано, но мы все равно продолжаем мечтать. Я недавно где-то вычитал, что есть способ какой-то формы бессмертия человека благодаря электронным записям. Электронно-компьютерные возможности дадут якобы такой шанс. Человек как бы оставляет электронную матрицу самого себя, которую можно будет потом воспроизвести на экране, чтобы после физической смерти как живому общаться с другими людьми. Это будет уже симбиоз человека и робота. Может быть, к этому мы придем в XXI веке.
- Какое изобретение было бы необходимым именно для вас?
- Я бы хотел, чтобы человек мог одеться в какую-то оболочку и, как показывают в фантастических фильмах, лететь туда, куда ему нужно.
- Вы бы хотели летать?!
- А вы не хотите?! Здорово, если это было бы так просто и красиво, как в мультипликационных и художественных фильмах! Но это остается фантазией.
Об истории
- ПОДВОДЯ итоги ХХ века, прежде всего отмечу выдающиеся достижения научно-технического свойства, начиная с велосипеда и заканчивая высадкой на Луну. Завоевания, обретения эпохи НТР подняли человека на богоподобную высоту, возвысили, как никогда прежде.
Но есть и грустные приметы столетия. ХХ век войдет в историю как век трагический. Гуманитарная область человеческого бытия оставляет желать лучшего: постоянные столкновения, конфликты, кровопролитные события, к сожалению, не прекращаются. Куда ни взгляни - везде и всюду социальные беды. Главным же координатором истории, к сожалению, как и в предыдущие века, оставалась война?
- Почему человечество никак не может извлечь урок из самых страшных войн?
- Если взять отдельного человека, то сам по себе он - безопасное существо. Ему можно что-то объяснить, внушить, и есть надежда, что он поймет. Но как только люди собираются в большие группы, нации, этносы и вооружаются при этом экстремистскими идеями, начинают действовать разрушительные силы толпы, с которой вести диалог уже невозможно. В итоге век оставляет в наследство такие страшные "достояния", как национализм, религиозный фундаментализм, попытку навязать свой образ жизни другим, диктат и т.д.
- Удастся ли землянам в ХХI веке уберечься от появления нового Наполеона, Гитлера, Сталина?
- Думаю, что удастся. Даже в XX веке некоторые мрачные фигуры все-таки остались закрытыми в рамках своей страны, своей среды. При всей агрессивности, потенциальных возможностях никто из них не смог сокрушить и возбудить мир в той степени, как это удалось зачинателям и творцам Второй мировой войны.
- А те агрессивные массы, о которых вы говорили, не изобретут новый фашизм? Можно ли контролировать и пресекать на корню экстремистские объединения?
- Люди все равно будут сходиться вместе, это неизбежно. В этом и трагичность человеческого существа. В одиночку он почти никто - одинокий странник, отшельник, а когда он объединяется - многое может натворить. Это уже огромная коллективная сила, способная и на добро, и на зло. Лучшие мировые умы, начиная с религиозных деятелей и кончая нынешними писателями и философами, пытаются как-то направить человечество на путь истинный, но в природе немалого числа жителей Земли доминирует категорическое отрицание. Как с этим бороться? Прежде всего - через воспитание и образование. Если мы с ранних лет не будем воспитывать детей так, чтобы в них развивалось чувство уважения к другим, солидарность, доверительность, то будут преобладать низменные свойства.
- А из многочисленных революций человечество урок извлекло?
- Безусловно. Большая часть населения планеты сегодня осознает, что нужно не ударяться в революционные катаклизмы, а двигаться путем эволюции, постепенно решая свои проблемы. Умом люди это поняли, осталась "малость" - устроить таким образом жизнь.
- Как вы считаете, что все-таки управляет нашим миром? Мировой разум? Бог, природа, идея?
- Человеку хронически недостает Бога, которого он сам изобрел. Потребность в нем бесконечная, потому что это означает нескончаемость, вечность. Человек все время жаждет познать, сблизиться с тем, что он понимает под символом Бога. С одной стороны, это великая движущая сила, духовно организующая, формирующая. С другой - люди и в этом оказались корыстными. Эгоизм дает себя знать, оборачиваясь конфликтами, кровопролитием. Религиозные войны всем известны. Сейчас, на переходе к новым временам, казалось бы, надо все это обдумать, осмыслить, сказать себе, что да - тут религии помогли людям вознестись, а здесь, наоборот, осложняли и без того непростую жизнь. Но, к сожалению, у церкви есть нескончаемая тяга к тому, чтобы выдвигать свою религию и отношение к Богу как нечто абсолютно верное, безусловное и безошибочное, а все остальные не принимать. Если выражаться современным языком, идет попытка приватизировать Бога. Каждая религия заботится только о себе, о своем имидже, о своем месте. И тем самым разделяет людей, народы, нации.
От этого надо категорически отказываться. Если между религиями не будет необходимого диалога и толерантности, последствия окажутся страшными. Обидно: в плане технологий цивилизация достигла такого уровня, что человек сам стал почти божественным существом, а в духовном мы по-прежнему не только наивны, но и примитивны.
Сам я спокойно отношусь к вере. Все религии уважаю и ценю в том измерении, где они обращаются к милосердию, взаимопомощи, морали, этике. Ужасно, что ислам, к которому я по происхождению принадлежу, кто-то превращает в карающую, агрессивную силу. Вере они этим приносят только ущерб...
- Попытка построить идеальное общество в ХХ веке не удалась. Возможен ли коммунизм в принципе?
- Я считаю, что идея коммунизма не утопична. Второй заход может дать свои плоды. Но лишь тогда, когда будет достигнут необходимый высокий экономический уровень жизни общества. Не отдельных слоев, а в целом. Капитализм, трансформируясь и укрепляя людей с точки зрения морали, этики и т. д., может привести к некоему образованию, напоминающему лучшие коммунистические идеи.
Кстати, в теории коммунистические ценности очень близки к религиозным. Коммунизм даже можно рассматривать как некое религиозное учение, которым пытались изменить мир. Но все это шло через насилие. Если бы не оно, Европа могла прийти к коммунизму эволюционным путем, через социальное согласие.
Ко всему прочему человечество пока не может прийти к самообузданию. Индивид пользуется своими технологическими возможностями слишком "роскошно". Когда он, находясь на высоком экономическом уровне бытия, научится себя ограничивать, тогда, может быть, идеи и ценности коммунизма вернутся.