Согласно исследованиям, проведенным недавно Институтом изучения реформы, среди 100 самых "крутых" российских бизнесменов президент АО "АвтоВАЗ" Владимир Каданников занимает 34-ю позицию. Любопытно, как скажется на его рейтинге забастовка рабочих его головного предприятия, на неделю остановивших главный сборочный конвейер?
НА ПЕРВЫЙ взгляд действия рабочих не очень вписываются в логику сегодняшней жизни. А логика такова: средняя зарплата на "АвтоВАЗе" - 520 тыс. руб., что раза в три выше, чем на других предприятиях города. Выплату зарплаты задержали на месяц? Так ведь другие ее по полгода не видят. Кроме того, зарплата, выплачиваемая с опозданием, индексируется по ставкам Сбербанка, чего вообще нет ни на одном предприятии. К этому можно приплюсовать так называемые спецавансы в 100 тыс., которые выплачиваются при задержке зарплаты, и дивиденды по привилегированным акциям. Словом, отнюдь не бедствуют заводчане, хотя бы в сравнении с рабочими многих других российских предприятий и отраслей. Тогда, спрашивается, в чем идея? Зачем бастовать?
Многие, по большей части представители администрации и объединенного профсоюза, объясняют случившееся амбициями независимого профсоюза "Единство", в который из более чем 120- тысячного коллектива завода входят всего 300 человек. "Почему несколько десятков человек, которые не хотят работать, своими действиями принуждают не работать десятки тысяч, которые работать хотят?"- спрашивает В. Каданников. Действительно, работники со многих производств вызывались заменить забастовщиков. И на самом деле то, что произошло на одном из самых на сегодня относительно благополучных предприятий, не парадокс, а суровые реалии жизни, с которыми придется столкнуться в ближайшее время всему обществу.
А общество наше на глазах расслаивается. Всю жизнь коммунисты внушали: вы (то есть мы все) - хозяева страны, хозяева производства. То же самое говорили и демократы на первом этапе приватизации, раздав всем по ваучеру. Народ вроде поверил. А на деле-то оказалось, что первый этап прошел по принципу "сначала мы покурим твои, а потом - каждый свои". Уже сегодня львиная доля производственной собственности принадлежит представителям бывшей госноменклатуры. По уму-то оно, наверное, правильно: они на этом деле не одну собаку съели, им и карты в руки. А по сердцу? Ведь "вышли мы все из народа, дети семьи трудовой".
Пожалуй, именно эти мотивы двигали забастовщиками, когда они остановили конвейер, желая, видимо, получить ответ на, в общем-то, риторический вопрос: кто же сегодня в доме хозяин? В. Каданников дал весьма красноречивый ответ: по 33-й статье с завода уволен 41 человек из числа бастовавших. Против нескольких возбуждены уголовные дела. Завод заработал, а вопросы остались. И главный из них - как будут складываться дальше отношения между "старыми" и "новыми" русскими?
"Приходится мириться с теми законодательными документами, - говорит председатель профкома АО "АвтоВАЗ" С. Чеботарев, - которые позволяют существовать на одном предприятии сразу нескольким профсоюзам и защищать интересы одного рабочего". На что лидер независимого профсоюза "Единство" А. Иванов отвечает: "Интересы рабочих и администрации нынче разные, так можно ли назвать это объединение профсоюзом, если в него входят и те, и другие?"
В конце концов можно согласиться с подавляющим большинством заводчан, воспринимающих действительность так: сами хорошо живут и нам дают, мол, и на том спасибо. Но ведь многие задаются вопросом: а не слишком ли хорошо живут?
Зависть? Нет, это как-то по-другому называется. На продаже вазовских автомобилей наживаются десятки фирм, которым автомобили отпускаются по предоплате да еще при повышенном спросе на них с 20-процентной скидкой. За рубеж машины идут по цене вообще в полтора раза ниже. "Но если мы уйдем с этого рынка как неконкурентоспособные по цене, то не вернемся уже никогда, - говорит президент АО "АвтоВАЗ". -А если на российский рынок бросить дополнительное количество машин - сложившаяся на сегодняшний день цена на "Жигули" рухнет".
Можно согласиться с В. Каданниковым, но ведь не секрет, что чуть ли не половина этих автомобилей, купленных у завода по демпинговым ценам, ни на какой мировой рынок не уходит, а продается в России или в странах бывшего Союза. И разница в цене оседает в карманах все тех же "новых" русских. Разве не вправе рабочие спросить за это с представителей высшего руководства АО, которые, кстати, и зарплату получают большую и регулярно, и отпуск, по неофициальным данным, имеют право провести с семьей на Кипре, разумеется, за счет завода? Кстати, одной из причин "странной" забастовки (сначала бросили работу, и только на второй день объяснили, почему) была гулявшая по конвейеру бумажка - то ли "липовая", то ли настоящая - расчетный листок В. Каданникова на получение зарплаты в 48 млн. рублей.
И чем дальше, тем больше отдаляется руководство, а по сути - истинные владельцы, от тех, кто работает у них по найму. Сегодня стали меньше разговаривать, а точнее - считаться с людьми, и не исключено, что если так и дальше дело пойдет, то взаимоотношения придут к очень простому варианту: не нравится - не ешь, то бишь увольняйся.
Однако подобная "простота" отношений между теми и другими чревата непредсказуемыми последствиями. Должен быть какой-то регулятор, буфер. По сути, им должен стать профсоюз. Но объединенный профсоюз, по общей оценке, самоустранился от решения самых важных Проблем заводчан, больше уделяя внимания внутреннему распорядку, награждениям и поощрениям. За несколько дней до начала забастовки, когда страсти уже кипели вовсю, местные профбоссы арендовали целый теплоход и отбыли "обмениваться опытом". Скоро отчетно- выборная конференция, и сегодня профсоюзные руководители пытаются "набрать очки", защищая уволенных забастовщиков. Вряд ли это удастся, но кое-какой авторитет заработать можно. По подсчетам, более 70% нынешних профлидеров останутся на своих местах. "Это хорошо, - считает А. Иванов, - чем дольше просидят, тем быстрей народ разберется в их бесполезности." Кто займет их место? Возможно, Иванов, а возможно, Анпилов и иже с ним.
Трудно сказать, в чем народ разберется в ближайшее время и разберется ли вообще. А вот в "элитной" сотне доморощенных бизнесменов в ближайшее время станет еще теснее - "новые" русские напирают. И скорее всего, после того, что случилось на "АвтоВАЗе", рейтинг президента В. Каданникова поднимется на несколько пунктов. В русском народе всегда уважали "сильную руку".
Смотрите также:
- Аман Тулеев: Положение хуже губернаторского →
- СОЦОПРОС. Надо ли продолжать реформы? →
- МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ (11.05.1990) →