КАТАСТРОФА. Медведи и начальники не пострадали

   
   

НАТАША, продавщица сельпо маленького села Колва, затерявшегося в лесах Республики Коми, выглядела растерянной. Еще бы! Отродясь ее маленький магазинчик не видывал такого нашествия покупателей, к тому же иностранного происхождения. Впрочем, увешанные телекамерами и фотоаппаратами зарубежные мужики ничем о не покупали, просто бродили вдоль прилавков и цокали языками, дивясь на северную русскую экзотику - валенки (20 тыс. пара), меховые унты (250 тыс. и бруснику (IX тыс. за ведерко). Журналисты, сменяя друг друга, совали Наташе под нос микрофоны, приставали с расспросами, а она недоумевала - с чего это вдруг всполошились-то? Ну выплеснулась нефть. Так она все время льется, как нефтепровод построили. И в реке Колве ее всегда хватало. Отец зимой рыбачить пойдет, пробьет лунку - нефть. Уж и рыбу-то, по идее, давно в пищу употреблять нельзя - она вся нефтью пропитана, но местные едят - притерпелись. Впрочем, скоро, видать, отвыкать придется - исчезает помаленьку рыбка. Зато хлынули в северную глухомань закордонные товары - водки немецкие, "Сникерсы" голландские, печенье сирийское... Только вот одними "Сникерсами" сыт не будешь, не заменят они натуральных продуктов, коими в изобилии одаривала когда-то северная земля... Сегодня эта земля буквально стонет от издевающихся над ней разнообразных АО и СП по добыче нефти. Увы, высокое начальство этого стона не слышит, а рядовые граждане, как это страшно ни звучит, к нему привыкли...

ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО?

23 АВГУСТА при еженедельном контрольном облете территории Усинского района с вертолета была замечена авария на нефтепроводе "Возей - головные сооружения". Было выявлено 23 прорыва, 7 самых больших из которых - в районе болота. Возникли они, видимо, в середине августа. Часть была сразу ликвидирована, а прорывы на болоте были устранены только в середине сентября, когда заработал обводной коллектор.

Поскольку оценка проводилась с воздуха (болото очень большое, непроходимое и не замерзающее даже зимой), точно определить, сколько же площади загрязнено, сколько нефти вылилось, очень сложно. По данным объединения "Коминефть", разница между количеством добытой нефти и поступившей на конечный пункт нефтепровода составила 14 тыс. т. Министерство по чрезвычайным ситуациям считает, что вылилось около 30 тыс. т. По оценке Департамента энергетики США, количество вылившейся нефти - от 200 до 350 тыс. т. ("Это вранье! - заявил один из представителей "Коми-нефти". - Чтобы вылилось такое количество, в течение трех недель должна уходить вся, до капли, добытая нефть.")

В самом начале аварии нефть была сосредоточена в основном в болоте. На ручьях, которые выходят из него, уже в конце августа были устроены гидрозатворы для очиски воды от нефти. Однако во второй половине сентября пошли обильные дожди, вода резко поднялась, прорвала затворы, и часть нефти попала в реки Колву и Усу. По официальным данным, выхода нефти в Печору не отмечалось нигде. Контрольные посты Севгидромета ежедневно отбирают пробы, и, по их сообщениям, повышенного содержания нефтепродуктов в Печоре не наблюдается. Впрочем, с этим согласны далеко не все. В селе Колва мы разговорились с местным фермером Леонидом Фенериным, по хозяйству которого пролитые тонны нефти ударили весьма крепко.

- Так вам, значит, начальники высокие говорили, что нефти в Печоре нет? Ну дают! Я вот уже неделю каждый день на Печору неводить езжу и видел: нефть там сплошняком идет. Невод вытягиваю - он весь черный. Нефть, конечно, туда и раньше попадала, но чтоб такое! Ниже устья Усы полосы тянутся по километру, целые поля нефтяные плывут. Ничего подобного в жизни не видел. Мне врать незачем. Мужики из тамошних деревень подтвердить могут, из Усть-Усы например, - они тоже неводили и видели, как нефть в море идет. И что за зиму берега очистят - тоже ерунда. Там такие места есть, что технику туда никак не загонишь. Вот и сейчас они очистили километра два, не больше.

Кстати, когда мы спросили у председателя московской комиссии, работавшей на месте аварии, Евгения Хайлова, что он сам думает по поводу наличия в Печоре нефти, он сказал, что, по всей видимости, ее там нет, а если все же есть, то мало ли откуда она взялась. Ну катер, мол, прошел, пароход. Тракторист какой по пьяни бочку керосина на берегу разлил или что-то в этом роде. Н-да, великовата что-то та бочка...

Словом, у местного жителя настроение неважное, а вот официальные лица рапортуют довольно бодро: близ села Колва нефть с поверхности воды собрана, очищена прибрежная полоса на протяжении 7 км. "Осталось собрать нефть по ручьям и на болоте, - рассказал зам. директора департамента В. Козлов. - Сегодня работы производятся механическим способом - нефть собирают бульдозером, лопатами, снимают пропитанный нефтью слой земли". К сожалению, нельзя воспользоваться биопрепаратами - они работают при температуре выше 15°С. Датчане предлагают завезти технику на понтонах и собирать нефть насосами. Комиссия решила, что нефть должна быть собрана полностью до начала весеннего паводка, а до 1 декабря АО "Коминефть" должно заменить 52 км нефтепровода, расположенные выше места аварии.

Кстати, нефтепровод "Возей - головные сооружения" был введен в действие в 1975 г., и заменить изношенные трубы должны были еще в 1990 - 1991 гг. Регулярные аварии на нефтепроводе начались с 1989 г., и пойменные луга на Колве заливало нефтью не раз. Трубопровод латали, заменяли отдельные участки, но проблемы это не решило. Потребовалась нынешняя крупнейшая авария, чтобы хоть как-то сдвинуть вопрос с мертвой точки.

"Если разрыв действительно таков, как предполагается, то это третья по величине авария подобного рода, - считает П. Хорсман, руководитель группы Гринпис по нефти. - Российская нефтяная промышленность жертвует экологией Арктики ради наживы..."

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ...

ПОЭТОМУ, помимо отсутствия денег на реконструкцию трубопроводов и нашей российской безалаберности, у этой истории есть и "второе дно". Это ясно хотя бы из того, что руководители АО "Коминефть" и местная администрация изо всех сил пытались аварию скрыть, а сегодня - пытаются приуменьшить ее масштабы и последствия. "Разберемся тут сами и без помощи прессы, - заявил на пресс-конференции зам. руководителя АО "Коминефть", - раздули тут размеры аварии, раструбили на весь мир, когда тут обычная штатная ситуация, ЧП районного масштаба".

Год назад в АО "Коминефть" - между прочим, далеко не самом бедном нефтегазовом объединении бывшего Союза - прошел первый, ваучерный этап приватизации, в результате которого, как говорят, немалый пакет акций достался руководителям.

А сейчас решается, кто же будет хозяином здешней нефти. "Народ", естественно, им быть не может, как никогда не был и при коммунистах, хоть и именовался гордо таковым на словах. Сегодня многие транснациональные компании уже обосновались в Коми в виде СП (в основном занимаясь переработкой), но хотели бы получить возможность самим разрабатывать крупные месторождения. Значит, выгодно показать мировому сообществу, что "Коминефть" сама по себе способна только загубить Арктику (что, между прочим, не слишком далеко от истины). Поэтому передачи о катастрофе в Коми постоянно "крутятся" на телеэкранах всего мира. Руководство "Коминефти" же в преддверии второго этана приватизации надеется доказать свою компетентность и умение найти решение в любой ситуации. Тем более что, по версии "Коминефти", есть всего-л ишь "ЧП районного масштаба"...

"Ни один олень, ни один медведь при аварии не пострадал", - уверял журналистов заместитель главы Республики Коми Вячеслав БИБИКОВ. Что ж, медведи, может быть, и отделались легким испугом, а вот люди... Во время половодья нефть наверняка попадет на луга, где фермер Леонид Фенерин косит сено для своей скотины. Как следствие, молоко никто у Фенерина не купит, не говоря уже о мясе. Уже сейчас, после газетных сообщений об аварии, некоторые постоянные покупатели отвернулись от Леонида. Что ж, он их понимает, вот только куда все это молоко девать? Местная рыба совершенно несъедобна, а знаменитый омуль, который обычно идет на нерест в реку Усу. в этом году изменил своей привычке. Как жить, как вертеться? Может быть, ответы на эти вопросы знают руководители АО "Коминефть"?..

P. S. Ущерб от экологической катастрофы составляет, по официальным данным, 62 млрд. рублей. Весной эта цифра значительно увеличится, ибо пока невозможно определить урон, нанесенный оленьим пастбищам и рыбным ресурсам. Наскоро произведенный ремонт нефтепровода не гарантирует, что подобные аварии не повторятся в ближайшем будущем...

Смотрите также: