Примерное время чтения: 10 минут
230

Якутия. Сергей Шойгу: "Ленск - не потемкинская деревня"

"Чрезвычайный" министр о ситуации в Якутии, о возможных сюрпризах грядущей зимы и о кризисе - 2003

- СЕРГЕЙ Кужугетович, кто вас за язык тянул?

- В каком смысле?

- Ну зачем надо было говорить, что подадите в отставку, если до 15 сентября Ленск не отстроите?

- Я сказал, что думаю. По-моему, именно так и надо поступать: не справился с порученным делом, вставай и уходи, освобождай место более опытному и умелому.

- И какова вероятность, что пойдете вы, ветром гонимы, солнцем палимы?

- ...повторяя: "Суди его Бог"? Да, ситуация в Ленске по-прежнему тяжелая. Много времени упущено, хотя кое-что удалось наверстать. Если в начале отставание от графика составляло 32 дня, то сегодня мы опаздываем всего на неделю. Пришлось идти на разные хитрости, чтобы, как говорится, нагнать ушедший поезд.

- Пока догоняли, не возникало ощущения, что не свое дело в Ленске делаете?

- Смешанное чувство. С одной стороны, многие начинают путать председателя правительственной комиссии с мэром Ленска, считая меня ответственным за все, что сейчас происходит в городе. Если говорить строго, МЧС должно заниматься ликвидацией последствий стихийных бедствий, то есть, устранив угрозу жизни, дать людям тепло, кров, пищу. На этом наша основная миссия заканчивается, остальное - дело местных властей, коим мы призваны помогать только по мере необходимости. В случае же с Ленском нам приходится практически с нуля заниматься строительством, ремонтом жилья и многим другим. Связь восстановили, водоснабжение обеспечили, подачу электроэнергии наладили, оба моста через Лену отремонтировали, смытую автодорогу заново уложили...

"Я - не Матросов"

- РАБОТАЕТЕ за чужого дядю?

- Будь мы МЧС Финляндии или Монголии и работая в Якутии, разговоры о "дяде и тете" имели бы основания, а так... МЧС России - федеральное министерство. У нас есть задание президента. Плюс морально-этический аспект. Мы не снимаем с себя ответственности за последствия майского наводнения, его масштаб и тяжесть, хотя понимаем: с той стихией никто не совладал бы. Мы сделали все, что могли, но чувство вины осталось, ибо мы видели, как пострадал город, понимали, сколько нужно усилий для его восстановления.

- Поэтому решили, как Матросов, грудью лечь на амбразуру?

- Вы подводите к тому, чтобы я признался, будто не за дело болею, а за кресло держусь? Или же хотите услышать жалобы на тех, кто якобы нас подставил? Давайте тогда разберемся, под что подставил. Под ответственность? Повторяю, я готов держать ответ, ибо знаю: не могут семь тысяч людей зимовать в палатках у Полярного круга. И не станет мне легче от сознания, что голову открутят другому и должности лишат не меня. Поэтому не надо меня сравнивать с Матросовым или с кем-то еще. Если уж так говорить, Матросовых у нас полстраны наберется, поскольку половина регионов России сегодня оказывает посильную помощь Якутии. По-моему, это замечательно.

- Наверное.

- Сомневаетесь?

- Пытаюсь размышлять. Якутия - не единственное место, где за последнее время стихия прошлась. В соседней Иркутской области Ангара разливалась, города затапливала, на Дальнем Востоке и Камчатке ураганы погуляли. Может, оттого в Ленске всем миром потемкинскую деревню городим, что там президент побывал и лично пообещал до зимы восстановить разрушенное?

- Давайте договоримся, что вы будете аккуратнее в выражениях. Я о потемкинских деревнях. Какое это имеет отношение к Ленску? Тех, кто там работает, да и меня лично, такое сравнение оскорбляет. Повторяю, строим мы не ради показухи или сохранения теплых московских кресел, а для людей, которым где-то жить нужно.

К слову, президент ничего не обещал. Он дал поручение. И, уверяю вас, Владимир Владимирович из наших отчетов имеет исчерпывающую информацию о ситуации и в Иркутске, и на Дальнем Востоке.

Квартирные махинации

- ТОГДА, Сергей Кужугетович, и нам, простым смертным, объясните, чем Ленск лучше того же Усть-Кута?

- Как говорят в Одессе, это две большие разницы. По всем параметрам. На Ангаре паводок был гораздо слабее, на Лене толщина льда достигала двух с половиной метров, а высота заторов - двадцати шести метров. Вся эта махина перла так, что вековые деревья приглаживало, словно утюгом. Это первое, но не самое важное. Иркутская, Читинская области, Бурятия, Приморский край и прочие регионы, где нередко случаются природные катаклизмы, все же находятся в гораздо более выгодных условиях, чем Ленский улус Якутии. На Большой земле есть нормальное транспортное сообщение. Тот же Усть-Кут и порт Осетрово в Иркутской области были затоплены в мае, но их восстановили, сделав это достаточно быстро, хотя в Усть-Куте один портальный кран завалило, остальные сдвинуло вместе с рельсами. Там есть возможность подвезти технику. А ближайший к Ленску аэропорт, куда садится тяжелый самолет, находится в 350 километрах. Железной дороги нет вообще - ни в Мирном, ни в Ленске, ни в Якутске. 5 октября закончится навигация и - все. Придется куковать до следующей весны. Поэтому мы доходим железной дорогой до Усть-Кута, а дальше трое с половиной суток тянем все по реке. Рисков миллион!

Лето было жарким, Лена могла обмелеть, а ведь кроме всего прочего Ленск - порт северного завоза для Якутии. Наложение одного фактора на другой привело к увеличению грузооборота почти в два с половиной раза. Мы загнали дополнительные плавкраны, оборудовали шесть новых площадок под разгрузку. Если до 5 октября не успеем сняться с места, вся тяжелая техника, свезенная в Ленск, останется ржаветь до весны. А почти девять тысяч строителей, из которых пять тысяч приезжих? Их ведь тоже надо вывезти до окончания навигации. Природа ждать и шутить не будет. Теперь понимаете, почему столько внимания к Ленскому улусу? Даже такой, казалось бы, прозаический аспект, как очистные сооружения. В городе-герое Ленске девять лет все нечистоты прямым ходом шуруют в Лену. А это ни много ни мало от девяти до одиннадцати тысяч кубометров. Представляете?! Как говорится, тиха якутская ночь... Очистные должны сдать в будущем году. Не забывайте, что до следующего ледохода мы обязаны и дамбу закончить, и русло выпрямить.

- Иначе весной опять все смоет к... такой-то матери в Ледовитый океан?

- Все или не все, но вероятность велика. Мы надеемся, что вода не поднимется выше семнадцати метров. Повторяемость таких паводков, как в этом году, один раз в 150-200 лет. Но если по закону подлости уровень в 17 метров будет преодолен, то те четыре тысячи квартир, которые сейчас ремонтируются и строятся, снова поплывут. Прикажете будущим летом с нуля делать?

- А С МЕСТНЫМИ властями как отношения складываются? Общий язык находите?

- И тут не без проблем... Простой пример: выдача государственных строительных сертификатов тем, кто решил не оставаться в Ленске, а уехать в другое место. Казалось бы, элементарно: опроси людей, составь списки. Мы задаем вопрос местным: сколько? Говорят: 888 семей. О'кей, выписываем 888 сертификатов, ставим тысячу двести контейнеров, чтобы люди могли погрузить вещи, отправляем представителей в те регионы, куда собираются выезжать ленцы. Все! Оказывается, нет. По Ленску продолжают бродить неприкаянные граждане, которые утверждают, что их нет ни в одном из списков - ни на новое жилье, ни на капитальный ремонт, ни на выезд. Как это может быть, если мы закрываем новостройками 110 процентов к объему снесенного? Выясняем, что в другие регионы убыли всего 329 семей, хотя, напомню, сертификатов выдано аж 888. Где же остальные? Начинаем разбираться, кто занимался персонификацией, и тут председатель правительства Якутии Власов вдруг публично заявляет, что половина сертификатов, оказывается, ошибочно выдана не тем. Нормальный ход?

- Кто ошибся-то?

- Об этом Власов скромно умолчал. Ладно, вы пришли ко мне, стали задавать вопросы, пусть и не самые приятные, а другие ведь вообще ни о чем не спрашивают, а сразу печатают в газетах статьи под заголовками "МЧС дает жилье не тем". Теперь вот прокуратура занялась проверкой, кому правильно достались сертификаты, а кому нет. Значит, завтра можно ждать новых сенсаций: "В МЧС пришел прокурор"? Отлично!

Но сертификаты - не все. Я с первого дня просил дать списки распределения жилья. Скажем, строится дом на 20 квартир, и тут же 20 фамилий: в этой квартире будут жить Ивановы, в этой - Петровы, а в той - Сидоровы. Нет списков! Почему?

- Почему?

- А вы не догадываетесь? Мне открытым текстом говорят: Кужугетович, не лезь. Тебе правительство поставило задачу построить и отремонтировать 3846 квартир и частных домов, вот и работай. А про то, кто и где будет жить, не спрашивай. Но я так не могу! Нет, нет и еще раз нет!

- Однако ведь не Ленском единым живо МЧС, верно? Зиму-то никто не отменял. Где тонко, где порвется?

- Меня очень тревожит Камчатка. По совокупности параметров. Во-первых, к середине августа на полуостров завезено не более четырех процентов зимнего запаса топлива, хотя финансы на закупку из федерального бюджета выделены. Второе. На Камчатке приостановлена и два года практически не ведется программа сейсмоусиления зданий и сооружений.

- Может сильно тряхнуть?

- У нас есть среднесрочный прогноз сейсмологов. Да, не исключены сюрпризы...

В Приморье ситуация с подготовкой к зиме ненамного лучше, чем на Камчатке. Только не спрашивайте, почему так получается. Если в том же Владивостоке собрать всю совокупность проблем и рисков Ленска, не знаю, что осталось бы от приморской столицы. Железная дорога и морской путь есть, строительная индустрия работает, почему же вовремя не побеспокоиться о заготовке топлива, почему опять надо ждать жареного петуха?

- Чтобы вы потом через полстраны самолетами возили отопительные батареи и сварщиков.

- Не напоминайте мне об этом...

- Тогда напомню о проблеме 2003 года, о грядущих техногенных и прочих катастрофах, которые вроде бы неизбежно должны девятым валом накрыть Россию. Мол, производственные фонды износились дальше некуда, того и гляди, все посыплется - нефтепроводы, газопроводы и прочие заводы.

- Не думаю, что все вот так сразу рухнет, но основания для определенного беспокойства есть. Мы делали прогноз. В общих чертах уже определен список особо опасных объектов.

- Он длинен?

- Воздержусь пока от точных цифр, скажу лишь, что перечень внушительный. Проблема, что все эти объекты принадлежат сегодня акционерным обществам, частным фирмам, компаниям.

- Не сможете заставить потратиться на профилактику?

- Кому охота вкладываться в то, что не дает дохода? Значит, нужно будет находить особые методы убеждения...

А вообще, хочу сказать, проблема-2003 слишком многогранна, чтобы говорить о ней на бегу, между делом. Все, что читал в прессе по данной тематике, отдает непрофессионализмом и дилетантством. Это мне напоминает статьи об угрозе глобального потепления. Пишут: подумаешь, температура на планете повысится на градус. Мол, никто и не заметит, лишь редиска с морковкой раньше вырастут. А я гарантирую: минимум 800 миллионов жителей Земли из-за этого градуса будут испытывать, мягко говоря, серьезный дискомфорт. У нас на севере дома в подтаявшую вечную мерзлоту проваливаться начнут. Лишь один градус! Поэтому и к проблеме-2003 надо подходить серьезно. Это тема для отдельного разговора. А пока, извините, на повестке - Ленск и зима.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно