КОНФЛИКТ. "Наши" и "не наши" слезы

   
   

На состоявшейся 10 января пресс-конференции председатель РТВ Олег ПОПЦОВ заметил, что, когда в ночь с 3-го на 4 октября 1993 г. ведущие "Вестей" выходили в эфир со слезами на глазах, чиновники считали эти слезы "нашими", а слезы, с которыми те же ведущие сообщают сегодня о войне в Чечне, - "не нашими", что и вызывает гнев. Именно в этом, а не в личности председателя и состоит, по мнению Попцова, суть конфликта. Он заявил, что государственная телекомпания призвана отражать точку зрения народа государства, а не той или иной ветви государственной власти, в противном случае речь может идти только о тоталитарном государстве.

КОЛЛЕКТИВ телерадиокомпании, как сказал руководитель "Вестей" Александр Нехорошее, готов идти до конца, отстаивая эту свою позицию и право самому избирать своего председателя. Он также добавил, что в запасе у сотрудников РТР есть ряд мер, о которых он не хотел бы говорить, но которые несомненно "наделают много шума". Говоря о солидарности журналистов в создавшейся ситуации давления на свободу слова, Попцов сказал, что, прежде чем объединяться, нужно, как водится, размежеваться и прояснить позиции, поскольку "если ради солидарности приходится изменять свое мнение, то это уже не солидарность". Он высоко оценил позицию НТВ, а касаясь "Останкино", заметил, что первый канал, вероятно, слишком занят работой над "новой трактовкой партитуры балета "Лебединое озеро".

После пресс-конференции Олег Попцов ответил на несколько вопросов специально для читателей "АиФ".

- Олег Максимович, не кажется ли вам, что сегодня, обвиняя Коржакова, Сосковца, кого-либо еще в дурном влиянии на президента, наша пресса поддерживает одну из самых сладких и опасных российских иллюзий: миф о добром царе-батюшке, которого обманывают супостаты-воеводы и чиновники и который ведать не ведает о бедах своих подданных?

- Да, это, конечно, традиционно для нас - "вот приедет барин, барин нас рассудит". Но мне кажется, что не следует забывать о том, что Ельцин очень долго оставался гарантом и воплощением свободы слова в России. Именно ему очень многим обязаны все мы и "Аргументы и факты" в том числе.

- Безусловно, но времена меняются.

- Да, время изменилось. Любая борьба за власть включает два этапа: на первом идет борьба за приход того или иного человека к власти. А на втором - за влияние на этого человека, добившегося власти. Через это проходил и президент Де Голль, и президенты США Рейган и Буш, не говоря уже о президентах таких стран, как, скажем Бразилия; Россия здесь не исключение. И задача журналистов сегодня - помочь президенту лучше разобраться в ситуации и воспользоваться всей полнотой власти, которой он располагает. К тому же не будем забывать и о роли интеллигенции, она очень велика. Например, достаточно оказалось поссорить Хрущева с интеллигенцией, как его участь была фактически решена.

- Ходят слухи, что теперь вашего смещения будут добиваться не прямым указом об отстранении, а очередной реорганизацией. В верхах якобы вернулись к идее слияния "Останкино" и "России" в одну верноподданную телекомпанию с удобным председателем.

- Я всегда был противником этой идеи. Потому что в этом случае два всегда лучше, чем один, три - чем два, и так далее. Это слияние противоречит здравому смыслу, а если оно затеяно ради моей персоны, то зачем? Если человека нужно убрать, то к чему же стирать с лица земли многоэтажный дом, в котором он живет? Впрочем, это тоже в наших традициях, и исключать этого нельзя...

- Как вы прогнозируете развитие ситуации?

- Генеральный директор нашей компании Анатолий Лысенко считает, что отстранения не состоится, что власти удобнее держать всю эту ситуацию в подвешенном состоянии. Чтобы каждый из нас время от времени ощущал занесенный над головой этот дамоклов меч. Не знаю, мне кажется, что это и есть худший из вариантов развития ситуации.

Смотрите также: