Одна из модных тем сегодня - возможность отставки Президента России Б. Ельцина. Предлагаем познакомиться с мнением на этот счет одного из лидеров "ДемРоссии", члена ВС РФ В. ШЕЙНИСА.
- Выступая недавно по ТВ, С. Шахрай заявил, что существуют некие сценарии отставки Ельцина. В какой степени это реально?
- Я думаю, что добиться отставки Ельцина законным путем почти невозможно. По крайней мере в рамках конституционной легальности этого сделать нельзя. Придуман обходной путь: собирается миллион подписей, затем этот список предъявляется ВС. Он в свою очередь обязан объявить решение.
Есть, по меньшей мере, несколько подводных камней, которые могут этому помешать. Демократические фракции и депутаты парламента, а также демократические организации должны о них знать. Во-первых, даже миллион подписей за отставку Ельцина собрать не так просто.
- Вы считаете эту акцию непопулярной?
- Во всяком случае имидж Президента еще достаточно высок. При известном усердии подтолкнуть массу людей на это можно, но придется преодолеть три барьера. Первый, как я уже говорил, - собрать миллион подписей. Я думаю, что наши политические оппоненты в течение того срока, который им отведен, едва ли достаточно грамотно с ней справятся.
- Кто эти оппоненты?
- Это, прежде всего, группа "Россия", которая выступает сейчас в авангарде антиельцинской кампании. Нет ничего удивительного увидеть в их рядах Бабурина, Павлова и их друзей. Огорчают меня некоторые бывшие демократы - Астафьев, Челноков и другие. Но первый барьер будет браться не в парламенте, а в стране, на улицах городов.
Второй барьер - это ВС. По Конституции ВС обязан принять решение после того, как будет собран миллион подписей, но при этом проверить, насколько корректно была проведена эта операция. Опыт показывает, что частенько в подобного рода делах совершаются грубые нарушения, и я надеюсь, что структуры ВС будут, как им положено, въедливыми и достаточно тщательно проверят подписные листы.
И, наконец, третий барьер, который, с моей точки зрения, для противников Ельцина абсолютно непреодолим, по крайней мере в ближайшие месяцы. Даже если референдум будет назначен, привести к урнам 51% избирателей и добиться, чтобы более половины из них высказалось за отставку Президента, более чем проблематично. Насколько мне известно, группа "Смена" готовит предложение в ВС о внесении изменения в Закон о референдуме, по которому такие вопросы, как отставка Президента или роспуск Съезда, вообще не могут выноситься на референдум. Я готов поддержать это предложение.
- У Б. Ельцина есть неплохая возможность погасить в значительной мере разговоры о его отставке. Во все времена, не исключая и нынешние, ведущие политики переключали внимание населения с внутренних неурядиц на внешнего врага. У Б. Н. таких возможностей - хоть отбавляй. Это и Молдова, и Южная Осетия, и ряд других очагов, где можно, полязгав гусеницами, стяжать славу победителя?
- На этой "игре" в стране будут развиваться, произрастать, расширять свое влияние силы, которые абсолютно враждебны и Президенту, и тем силам, которые привели его к власти. Сейчас они делают угрожающие заявления. Последние высказывания генерала Лебедя - вызов в первую очередь конституционной законности, не допускающей провокационного вмешательства военных в политику. Д Президент возражает не генералу, а министру иностранных дел, выступившему с обоснованным предупреждением! В результате риторики, даже грозной, ни молдавские силы, которые штурмовали Бендеры, ни гвардейцы Китовани в Южной Осетии не отступят. Значит, дальше придется предпринимать определенные действия. В этих условиях произойдет одно из двух - либо Ельцин должен будет опереться на принципиально иные общественные силы, нежели те, на которые он опирался до сих пор, - национал- патриотические, ли Ельцин будет сметен соответствующей волной той же окраски. В первом случае он перестанет быть Ельциным, во втором случае власть достанется т, кто более решительно готов будет проводить политику внешних "разборок".
Я думаю, что необходим другой, гораздо более взвешенный, более трудный путь решения внутренних проблем. Мы, слава Богу, начинаем выходить из того противостояния, в которое нас ввергли в октябре 17-го, когда казалось, что кругом враги, только и ждущие, как бы нас погубить. Мы начинаем входить в семью цивилизованных народов. И эту линию чрезвычайно важно поддержать.
Чисто эмоционально я понимаю и разделяю реакцию тех людей, у кого кровь стынет, когда они смотрят кадры из Бендер, Цхинвали и Карабаха. Я готов отправиться во все эти места, как в свое время в Карабах, чтобы смягчать, а не разжигать страсти с обеих сторон. Ибо искусство политики заключается не в окрике и топоте генеральских сапог, а в в умелом дозировании различных средств воздействия, и притом обязательно в рамках международного права.