Т. Гдлян, лидер Народной партии России:
- Президенту удалось перехватить политическую инициативу у своих оппонентов и весьма динамично провести избранный им курс. Главное "оружие возмездия" непримиримой оппозиции - поднять бунт Советов и восстановить положение, существовавшее до 21 сентября. Зная коварство противной стороны, не исключаю попытки в ближайшие дни физического устранения Президента.
Наученный горьким опытом проигрывать на путях к компромиссам с депутатским корпусом. Президент добровольно не сдаст занятые им стратегические высоты, понимая, что при возрождении нардеповской власти ему уготована политическая смерть или, скажем, судебный процесс по всем правилам "соцзаконности". Рецидивы сопротивления некоторых удельных князей будут "подавляться" именными указами Президента на основе "подбора и расстановки кадров". Страна относительно спокойно переживет предвыборную лихорадку, и в декабре мы наконец-то будем иметь законный орган высшей власти - Федеральное собрание.
К. Боровой, Партия экономической свободы:
- Завершится все просто: новыми выборами и новым парламентом. И коммунисты будут в этом участвовать. Даже Руцкой выставится опять на выборы. Сопротивление едва ли надолго затянется. Так что все завершится созданием нового парламента. Не идеального, наверное, но тут уж все зависит от граждан.
Думаю, в любом случае останется и прежний Президент - независимо от того, будут его перевыборы или нет. Просто конкуренты ему еще не созрели.
Е. Боннэр, правозащитница:
- Это был полноправный и правовой шаг Ельцина в условиях отсутствия Конституции. А все разговоры о конституционности - это называется "пудрить мозги". Надеюсь на то, что Президент, всенародно избранный и легализованный на апрельском референдуме, не сдастся, и не сдастся его команда, не предадут интересов государства. Не сдадутся, имею в виду, фарисейским речам адвокатов.
В. Жириновский, Либерально-демократическая партия:
- К власти, если "шатание" Руцкого продолжится, придут коммунисты, набрав для этого наибольшее количество голосов и имея деньги. Руцкой служил в Афганистане, был в плену. И, думаю, если он признает свое поражение, уйдет из жизни подобно Ахромееву. Хасбулатов... Он родом с Кавказа. А там есть понятие о чести... Возможен их переезд в другие регионы и начало новой деятельности. Но Ельцин этого не допустит. Если Руцкой и Хасбулатов не последуют по первым двум вариантам, их ждет изоляция от общества.
Если выборы Президента все же состоятся 12 июня, я выдвину свою кандидатуру. На сегодня конкурентом может быть только кандидат от "демократов" Явлинский. Но он беден на политический капитал. А кандидаты от компартии - Анпилов и Зюганов "отсеются" на первом же "туре". Ельцин свой потенциал уже исчерпал. К тому же он болен. Победит новый, молодой лидер.
Г. Зюганов, Коммунистическая партия Российской Федерации:
- Даже элитные части войск не хотят участвовать в разгоне Верховного Совета. У них, как в обществе в целом, проявляется здравый инстинкт самосохранения. И это понятно. Слом советской системы приведет к распаду Федерации. Уже некоторые субъекты подчинили себе органы внутренних дел, безопасности, объявили о неприятии решения Президента.
Что же касается нового парламента, то он работать не сможет. Все, что сделано и будет делаться по его созданию, будет нелегитимно, и эта нелегитимность будет над ним довлеть. Что бы он ни делал, ни принимал, - любой может объявить это незаконным, любой, кто придет к власти, сможет его разогнать, сделать с ним, что захочет, как с нелегитимным органом. Пример этому мы видим в Грузии.
Л. Абалкин, академик:
- Президент 21 сентября перечеркнул свою будущую политическую карьеру. Последующий процесс будет возглавлять не он, а его ближайшее окружение или даже оппоненты. Но поскольку нет очевидного лидера, возможно наступление смутного времени. Думаю, придется создавать какую-то переходную структуру власти типа Совета национального спасения, в котором бы участвовали и руководители регионов.
А. Стерлигов лидер Русского национального собора:
- Конфликт будет тлеть. Выборы Федерального собрания и Президента легко могут превратиться в абсурд, т. к. с помощью прессы борьба кандидатов будет усиливаться, и все утонет в потоках грязи друг на друга. В итоге и парламент, и Президент уйдут в отставку. Так как Президент, осознанно или нет, толкает страну к гражданской войне, а депутаты - через одного - продажны, в нестабильной обстановке выборы невозможны. Так что судьбу России будут решать регионы. Инициатива именно за ними. В середине октября мы проведем съезд представителей русских земель России, выберем новое правительство. Никакой Президент нам не нужен.
Р. Аушев, президент Ингушетии:
- Относительно пути, по которому пойдет дальнейшее развитие событий, это, думается, определится не в верхах, а на уровне регионов. Именно им самим или, что скорее всего, на Совете Федерации суждено решить судьбу России. Но наиболее разумный и безболезненный выход из конфликта, сложившегося между Президентом и Верховным Советом, - это, как мне представляется, одновременные выборы Президента и парламента. Только подобная мера могла бы позволить снять естественным путем накопившееся напряжение и вывести страну из того великого политического кризиса, который она переживает.
Е. Лигачев, пенсионер:
- Совершен государственный переворот, отброшена Конституция, установлена диктатура. Странно, мы строим демократическое правовое государство, а истину может выражать одно лицо.
Чтобы избежать кровопролития, надо вернуться к положению, существовавшему до 21 сентября. Нужно восстановить все органы власти и приступить к выборам, которые должны произойти одновременно.
М. Масарский, президент Международной ассоциации руководителей предприятий, председатель правления АО "Российское золото":
- Команда Ельцина переоценивает значение своей победы. Он не учитывает того, что есть социальные группы с долгосрочными предсказуемыми интересами. В его команде работает анонимный аппарат, не известные стране аналитики, чьим выводам я не склонен доверять. Они не спрогнозировали реакцию Конституционного суда, реакцию регионов, полагая, что при деполитизации населения достаточна опора только на силовые министерства.
Советник монгольского хана Хубилая сказал когда-то: "Можно завоевать царство верхом на коне, но нельзя им управлять с седла". Я боюсь, что Ельцин хочет управлять нашей страной с седла, с трибуны, с митинговой площадки, с танка. Поспешность при выборе Президента и Федерального собрания не оправданна исторически. А такая гонка вот почему: чтобы дать возможность радикалам сделать однородный парламент. Но парламент должен отражать не сиюминутный расклад сил, этакий митингово-площадный, а представлять социальные группы, которые сформировали в своем сознании глубинные интересы. Должна быть обнародована долгосрочная программа, обозначена стратегия и найдены союзники.
В. Попов, председатель РДДР:
- Возможна ситуация торга, она была заложена, когда Президент назначил новые выборы на декабрь. Это тяжелый срок не только для оппозиции, но и для его команды.
Президент прекрасно осознает, что выборы в первую палату в декабре трудно осуществить, а потому возможен перенос выборов под предлогом "выборов на местах". Появится компромисс.
В ближайшее время будут созданы 2 блока: левый центр и либерально-демократический центр. Не думаю, что будущий парламент сможет решать вопросы, если эти блоки не будут созданы.
Избираться парламент должен на 2-3 года. За это время должна быть принята новая Конституция и вытекающие из нее Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, проведены выборы глав администраций. На этом он свои функции выполнит. И тогда должны состояться новые выборы.
С. Федоров, хирург:
- Команда Президента побеждает. Принесет ли эта победа процветание нашему народу, покажет время. Не всегда победа одной группы людей является общей победой, которая так нужна России. Ближайшие два месяца жизни команды Президента в вакууме оппозиции должны доказать нам реальность устремлений Президента. Пока в нашей стране не появятся миллионы собственников своих рабочих мест, подъема экономики в России не будет.
С. Говорухин, кинорежиссер:
- Все закончится победой криминальной революции. Что я имею в виду? Самую активную криминализацию населения и власти. Мы уже частично построили мафиозное государство.
Политику делают деньги, а немафиозного капитала у нас нынче просто нет. Так кто же в конце концов победит? Я говорю не о временной победе - она, судя по всему, достанется Ельцину. И все же Ельцин - человек для большой политики погибший. У власти встанет совершенно новая фигура, за которой будут мафиозные круги и которую не успели еще оболгать средства массовой информации.
Э. Лимонов, писатель:
- Все местные Советы восприняли угрозу Верховному Совету как угрозу их существованию, и вслед за ними - огромное количество людей, которые держатся за законодательную власть, испугались диктатуры. Единое мнение, управляющее страной, - это страшно. И перед угрозой этого террора мы вынуждены объединиться с Верховным Советом, депутатов которого лично я бы судил - за роспуск СССР, за шоковую терапию...
Ситуацию я нахожу очень странной. С одной стороны, я опасаюсь, что дело кончится элементарной диктатурой. С другой стороны, если возобладает точка зрения Зорькина, то они помирятся именно за счет нас, радикалов. И мы опять будем бороться и против Ельцина, и против Хасбулатова, и против Руцкого.
Б. Окуджава, поэт:
- То, что сейчас происходит, - это нормально. Одно плохо - то, что это произошло довольно поздно. Деградировавший Верховный Совет давно стал балластом, и давно от него надо было избавиться. Вторая сторона тоже не идеальна, но это здоровые силы, стоящие на здоровой платформе. Все это скоро прекратится, и начнется нормальная жизнь.
Б. Стругацкий, писатель:
- Закончится все это выборами. А выборы закончатся появлением парламента, который не будет принципиально лучше нынешнего, но будет хотя бы ограничен рамками Конституции.
Что касается персонажей, я думаю, Хасбулатов будет опять преподавать политэкономию. Руцкой будет выдвигать свою кандидатуру на пост Президента, но, очевидно, проиграет. Было бы оскорблением для российских народов, если бы столь далекий от реальной большой политики человек выиграл. В противном случае он стал ч бы марионеткой, которой вертели бы консервативные силы.
Президентом, наверное, будет Ельцин. На мой взгляд, у него много недостатков. Но реального противника у него на сегодняшний день нет. Есть много политиков, которых я искренне уважаю, но все они, к сожалению, не подходят на пост российского Президента.
А. Лукьянов, бывший спикер ВС СССР:
- События похожи на те, которые были в августе 1991 г., да и на те взаимоотношения, которые складывались между парламентом и Горбачевым. Быстро все это не решится. Двоевластие дошло до низов. Или стороны найдут согласие, или наступит открытая диктатура президентской власти, выражающей волю нового класса.
Г. Янаев - бывший вице-президент СССР:
- Если в августе 1991 г. мы действовали в состоянии крайней необходимости, пытаясь спасти Союз, то сейчас Президент принимает такие решения, которые ведут не просто к политической конфронтации, но и к силовой. Россию может постигнуть участь СССР. Я не хотел бы быть весталкой и что- то прогнозировать, но главное, чтобы не пролилась большая кровь.
Е. Гайдар, первый вице-премьер России:
- Существует риск, что нынешнее политическое противостояние закончится еще одним туром соревнования на тему: "кто сможет осчастливить всех, кто посулит народу водку по 2 рубля и резкое сокращение налогов". Для нашей страны с ее неустойчивым финансовым положением такое соревнование было бы смертельным. Избежать этого - сейчас самая большая проблема. Иначе у нового правительства не будет никаких инструментов воздействия на ситуацию.
М. Левин, ректор Российской астрологической академии:
- Мы предсказывали этот кризис в момент избрания Ельцина. Решительный шаг, сделанный Президентом, определил всю ситуацию на будущее. Сейчас она мягкая и будет таковой до середины октября, несмотря на попытки некоторых деятелей, не представляющих реальную силу, ей противодействовать. С точки зрения астрологов, сейчас Ельцин обладает максимальной силой, причем у него есть возможность использовать ее максимально мягко.
Верховный Совет кончился. Ни Руцкой, ни Хасбулатов не будут играть политической роли, правда, если не попытаются баллотироваться в органы власти на выборах. Все будет развиваться по сценарию, заданному Ельциным.
Ситуация может стать конфликтной в конце октября, когда депутаты начнут баллотироваться в органы власти. Однако, надеюсь, обойдется без крови.
Г. Явлинский, директор Эпицентра:
- Взяться за предсказание ситуации сейчас может только дурак.
Путч в августе 1991 г. начинался как трагедия, а закончился как фарс. Я очень боюсь, что происходящее сегодня, начавшись как фарс, может закончиться трагедией.
Для того чтобы этого все-таки не произошло, предлагаю весь парламент избрать как федеральный орган власти с избранием обеих палат Федерального собрания - и верхней, и нижней. При этом все субъекты Федерации должны иметь равное представительство в верхней палате.
Организацию и порядок проведения выборов должно выработать Конституционное совещание. Именно оно совместно с Конституционным судом создает и избирательные комиссии. Надеюсь, что, если это будет сделано, мы избежим хаоса и крови.