Впервые этот вопрос прозвучал в декабре 1990 г. на IV Съезде народных депутатов СССР в выступлении С. Умалатовой.
18 декабря на пресс-конференции председатель Пресс-службы президента В. Игнатенко заявил, что "президент спокойно отнесся к этому выступлению, которое он расценивает как частное мнение конкретного депутата".
Однако вскоре после этого об отставке президента М. С. Горбачева открыто заговорили на многочисленных митингах и манифестациях. А дальше этот лозунг поддержали бастующие шахтеры в Кузбассе и Донбассе.
Сначала президент хранил молчание. Но вскоре (например, в его выступлении в Белоруссии) он начал высказывать раздражение создавшейся обстановкой и в пылу острой критики в адрес "так называемых демократов" упомянул о "деструктивных силах", которым, мол, известно, откуда "подбрасывают" лозунги…
Вопрос об отставке президента поставила ребром депутатская группа "Союз". И совсем неожиданно некоторые партийные организации (КПСС) перед пленумом потребовали отчета и, возможно, отставки Генерального секретаря М. Горбачева. В такой ситуации немногие бы, наверное, хотели бы оказаться на месте президента…
Сегодня, казалось бы, вопрос об отставке Президента СССР снят, не звучит так остро. Но он уже вошел в лексикон политической жизни.
Наш корреспондент А. БИНЕВ встретился с некоторыми политическими деятелями и предложил им высказать свои позиции.
Г. ПОПОВ, председатель Моссовета, народный депутат СССР:
- Я думаю, что наша Конституция предусматривает и отставку президента, и отставку Верховного Совета и правительства... С этой точки зрения требование отставки естественно и нормально. Есть другой вопрос: относительно процедуры этого требования. Я мог бы согласиться, что есть конституционные процедуры и есть неконституционные. Но применительно к нашей ситуации конституционную процедуру осуществлять сложно... В этом парламенте (имеется; в виду союзный. - Ред.) одна треть не избиралась народом, ее формировали политические партии, профсоюзы и т. д.
Теперь в отношении отставки Горбачева. Я думаю, что здесь нужно очень четко разделить две вещи: есть отставка человека - лично Горбачева, а есть отставка президента Горбачева - отставка конкретно существующей политической структуры. То, чего требуют шахтеры, то, чего требует часть демократических сил, это отставка не личная, это отставка той структуры, которая в данный момент оказалась неэффективной.
Н. ПЕТРАКОВ, академик, народный депутат СССР, бывший член Президентского совета:
- Дело в том, что ситуация сейчас действительно нестандартная. Премьер Павлов сказал, что дело не в системе, а в людях. Я считаю, что как раз все дело в системе.
Мне кажется, что требующие отставки президента исходят сегодня из того, что или президентское кресло будет ликвидировано, или придет человек, который будет прогрессивней, чем Горбачев...
А это под большим вопросом. Именно в данной ситуации. Думаю, первое, что нужно сделать - наладить равноправный политический диалог.
Президент, не желающий или почему-то неспособный общаться со всеми общественными и политическими силами, не имеет права считать себя президентом и должен уйти в отставку.
А. ЕМЕЛЬЯНОВ, академик, народный депутат СССР:
- Михаил Сергеевич сформировал нынешний режим власти под себя. Режим власти, закрепленный Конституцией, авторитарный, прямо диктаторский, хотя диктатуру настоящую сейчас уже осуществить ему невозможно. Замечу, диктатура у нас всегда была реальная, всегда... Но никогда она не была закреплена в Конституции. Михаил Сергеевич как юрист переплюнул в этом плане своих предшественников. Теперь представьте себе, что уходит Горбачев, а на этот диктаторский, закрепленный Конституцией пьедестал... приходит другой человек... Кто? Янаев, Макашов, кто еще? Не забывайте, что сегодня этот вопрос ставят не только демократы, но и депутатская группа "Союз".
Ю. АФАНАСЬЕВ, народный депутат СССР:
- Какую политическую линию олицетворяет сейчас Горбачев, какую политическую линию проводит Президент СССР и его команда?
С моей точки зрения, она и как стратегия, и как тактика гибельна для нашего общества, для самого президента и его команды. То есть в стратегическом плане эта линия направлена на обновление нашего реального социализма, на его улучшение. Суть этого полнее всех остальных выражает Полозков: "улучшая, сохранять".
Реальный социализм обречен, и всякие попытки его улучшить, сохранить, продлить его существование приводят к напряжению в обществе. И эту именно" линию как стратегию проводит президент и олицетворяет Горбачев.
Поэтому требование отставки Горбачева - это не прихоть, не усталость, не политиканство какое- то, это - глубоко обоснованная и аргументированная позиция тех, кто за нее выступает. Я имею в виду демократические силы.
Но и "Союз" требует того же - отставки Горбачева. Такие моменты в истории случаются - когда существующая власть не устраивает ни тех, кто борется против нее, ни тех, кто хотел бы этот тип власти сохранить.
В. БАКАТИН, член Совета безопасности СССР:
- Я согласен, что требование отставки любого политического деятеля абсолютно конституционно. Но форма бывает неконституционной - путем шантажа, путем паралича и уничтожения экономики, а значит уничтожения и источников существования всего народа...
Я не совсем согласен с Гавриилом Харитоновичем (Поповым. - Ред.), что речь идет не об отставке личности, а об отставке структуры. Все-таки речь здесь идет больше о личности. Причем, если проанализируете сегодня эти требования, то увидите, что из родной (я говорю родной - без кавычек, потому что я сам в компартии был, есть и останусь), из этой партии требуют отставки. Горбачев себя не исчерпал так же, как и не исчерпала себя перестройка. Она только начинается. В экономике ее еще не было. Пока только развал.
Поэтому я категорически против требования отставки Горбачева.
Е. ЛИГАЧЕВ, народный депутат СССР:
- Думаю, что... от настроения шахтеров... нет смысла отмахиваться. Но вместе с тем я хочу сказать, что нельзя под давлением одной профессиональной группы, к тому же не единой, а разобщенной, решать вопрос о доверии президенту. Хотя, еще раз повторяю, сбрасывать со счетов это не надо. Просто идет борьба, идет давление различных политических сил. Надо проявить выдержку, мудрость. Все справедливые требования надо найти возможность решать... Меня не столько беспокоит, будет или не будет Горбачев президентом, как беспокоит общее состояние партии... состояние общества, экономики.
Г. ЯВЛИНСКИЙ, экономист:
- Поскольку, неясно, что делать после отставки президента, то, сначала нужно учинить, если хотите, организовать переговорный процесс...
Корр. То есть вы считаете, что сейчас не время для разговоров об отставке президента?
- Разговоры можно вести о чем угодно, но вести их надо не в одностороннем порядке - выйти куда-нибудь на радио и закричать: "Долой или в отставку!", а надо собраться тем, кто представляет какие-то значимые политические силы, и обсудить все вопросы, в том числе и этот. Почему бы нет? Но надо именно обсуждать. Потому что, ведь если он уйдет в отставку, кто-то должен принимать ответственность на себя. Ну, уходит в отставку Горбачев, завтра президентом становится товарищ Янаев. Дальше что будем делать? Снова будем кричать? Или как?
Н. ТРАВКИН, народный депутат СССР, РСФСР, председатель Демократической партии:
- На мой взгляд, это крайне нецелесообразно. Что Горбачев исчерпал потенциал реформатора внутри страны - ясно. Он дальше не пойдет. Социалистический забор, и он внутри этого забора будет ходить. Но Горбачев носит маску демократа. Эта маска еще и приклеена нобелевским клеем. И он ее ни за что не снимет. Когда происходили литовские события, мы почему-то сделали один вывод - они, мол, осмелились пустить армию, танки на народ. Но нужно было бы сделать и второй вывод, объясняющий, почему они остановили эти танки. Я связываю это со взрывом общественного мнения в стране и во всем мире. И Горбачев остановился. Если бы на его месте был другой, не имеющий маски демократа, остановились бы танки? Ни в коем случае!
Вторая причина. У власти стоит компартия. Уйдет Горбачев - эта партия выдвинет другого. И обязательно более реакционного...
И если бы Горбачев отказался от поста Генерального секретаря, я бы только утвердился в своих позициях. Бывают этапы, когда в общественно-политической ситуации моральный шаг важнее, чем что-либо другое. Он мог бы все-таки вернуть часть доверия Горбачеву. Лозунг об отставке президента невыполним.