Сергею Кириенко не удалось с первого захода добиться взаимности у депутатов. Президент заявил, что другой кандидатуры у него нет, намекая на возможный роспуск Думы. Четвертую неделю страной руководит "временное правительство". И многие уже задумываются: стоило ли вообще огород городить? Зачем было убирать Черномырдина?
В. Костиков, бывший пресс-секретарь Президента РФ:"Ельцин ошибся"
-ОТСТАВИВ кабинет В. Черномырдина, Борис Ельцин взорвал выгодное для него и отчасти для страны равновесие власти. Взорвал без всякой надобности, без экономического смысла, а исключительно повинуясь логике политического выживания, свойственной ему обостренной ревности к власти. Проявилось и известное стремление Ельцина казаться самым сильным, самым заметным, самым первым. Раньше ему это удавалось. Но на этот раз чутье, похоже, изменило президенту.
Он совершил ошибку.
Желая продемонстрировать силу, Ельцин привлек внимание и к собственным слабостям, и к изъянам созданной им системы личной власти. Он предоставил оппозиции серьезные аргументы в пользу ревизии Конституции. В некоторой степени он даже укрепил Государственную Думу.
В течение какого-то времени новые премьер и правительство, сколь способными они ни оказались бы, будут слабее кабинета Черномырдина. Нас успокаивают: дескать, за спиной Кириенко будет стоять президент. Но сегодня, увы, это лишь тень того президента, который стоял за Е. Гайдаром. А это значит, что Государственная Дума, прежде всего коммунисты и аграрии, будет иметь больше возможностей и соблазнов противодействовать курсу реформ. Дума станет более агрессивной. Можно ожидать, что число "мятежных" губернаторов тоже возрастет.
Говорят, что президент желал расчистить поле для своего выдвижения на третий срок. Но боюсь, что он только сузил такую
возможность. Даже и до известных событий о возможности его самовыдвижения на третий срок говорили с недоумением. Теперь же из уст аналитиков можно услышать мнение, что "Ельцин стал опасен для России".
Резкие действия Ельцина существенно поколебали надежду на конституционную преемственность власти. Со всеми своими известными недостатками Черномырдин обеспечивал такую преемственность. Сегодня расширились возможности для маневров тех сил и лиц, которые
представляют опасность для демократии и реформ. Вместо того чтобы поднимать роль политических институтов и постепенно снижать уровень авторитаризма, Ельцин подал пример политической "щеголевщины". Все позволено! Приоткрыта дверь для авантюрных и даже силовых решений.
ОТСТАВКА премьера, а следовательно, и перевод партии НДР в конструктивно и умеренно оппозиционную, безусловно, усугубят политическую изолированность и одиночество Ельцина. У президента фактически исчерпан кадровый резерв. Вытоптав все свое окружение, он вынужден пускаться в кадровые импровизации. После того как президент грубо обошелся с лояльными Черномырдиным и Куликовым, ему трудно рассчитывать на приобретение новых соратников. Его возможность апеллировать в случае чрезвычайных обстоятельств к силовым структурам, как это было в 1993 г., тоже снизилась. Еще раз подтвердилось мнение, что Ельцин во имя личного, узкополитического интереса легко сдает верных ему людей, ставит страну на дыбы. Теперь круг его общения еще в большей степени будет ограничен "домашней партией", узкий состав которой известен. Фактически на наших глазах формируется внеконституционный центр власти. Начавшийся распад
прежней "партии власти", признанным лидером которой был Черномырдин, может усилить эту тенденцию.
В дипломатических кругах Москвы еще до отставки кабинета Черномырдина все громче говорили о том, что "понимать Ельцина становится все труднее", что послы испытывают нарастающие трудности, пытаясь соотнести действия МИДа и слова президента. Наиболее откровенные собеседники сегодня прямо говорят, что они "изучают формулу", посредством которой можно было
бы дать понять, что они "более не могут полагаться на реалистичность слов президента Ельцина". Последний пример тому - совершенно фантастическое высказывание Ельцина относительно создания оси Париж - Бонн - Москва, вызвавшее недоумение даже у "друга Коля" и "друга Ширака" и саркастические улыбки по всей Европе.
ВИДИМО, осознав глубину и многоплановость политического просчета, президент, пожалуй, впервые так быстро пошел на уступки, в том числе и коммунистам. Он вынужден был принять и четырехстороннюю встречу, и "круглый стол". Фактически сделан первый шаг к "правительству народного доверия", что будет означать серьезную смену курса. Резко усилились позиции коммунистов. На фоне иррациональных действий Ельцина упорный Зюганов многим уже не покажется "большим злом". Кадровый погром, учиненный Ельциным, безусловно, расчищает путь из Красноярска на Москву и для генерала Лебедя.
Но возможность маневра у президента остается. Если он поставил бы перед собой цель спокойно, без потрясений довести до конца свой конституционный срок, следовало бы отозвать сомнительный с точки зрения политической этики запрос в Конституционный суд по поводу возможности выставить свою кандидатуру на третий срок. И, главное, определенно,
без лукавства и жеманства, заявить о том, что он завершит свои полномочия в 2000 г.
А. Котенков, полномочный представитель Президента РФ в Госдуме:
"Ельцин прав!"
-ЕСЛИ бы президент обладал склонностью к авантюризму, которую ему приписывает господин Костиков, он не смог бы удержаться у власти в течение 9 лет и не сохранил бы страну как единое государство. Да, Борис Николаевич склонен к риску и волевым решениям. Но ни одно такое решение не оказывалось бесплодным. Даже когда близкое окружение не вполне понимало целей того или иного поступка президента, в конечном итоге выяснялось, что другого решения принять было нельзя.
Я не вижу никакой эксцентричности в его действиях. То, что правительство В. Черномырдина было обречено, не вызывало сомнений. К концу марта тучи над ним сгустились до предела, и отставка стала вопросом времени. Либо ее потребовала бы Дума, которая уже готовилась вынести вотум недоверия, либо решение должен был принять сам президент. И совершенно правильно, что глава государства взял инициативу в свои руки, а не пошел на поводу у оппозиции.
Прежнее правительство немало сделало за прошедшие годы. Ему удалось справиться с инфляцией, остановить обвальное падение производства. Тем не менее стала очевидной необходимость смены кабинета. Правительство экономического роста должно быть другим - более решительным, более профессиональным и менее политизированным. Нужны новые подходы, новые идеи. И главное - новые люди, не ангажированные политическими и финансовыми структурами, которые бы влияли на образ мыслей и действий правительства.
СЕРГЕЙ Кириенко мне, например, очень импонирует. Грамотный, толковый управленец. Хорошо, что правительство возглавит не политик, а профессиональный менеджер. Кандидатура С. Кириенко удачна и в том плане, что, безусловно, сам он не примет участия в выборах 2000 г. А значит, усилия нового премьера будут направлены исключительно на экономику, на реформы, а не на создание своего предвыборного имиджа. Правительство избежит популистских решений, которые, как показывает опыт избирательных кампаний 1993 и 1995 гг., приносят стране один вред.
Абсурдно утверждать, будто президент избавился от В. Черномырдина ради усиления своей политической роли в государстве. Роль президента не меняется в зависимости от того, кто руководит правительством. Что касается избавления от возможного конкурента - это совершенно безосновательный домысел. Наоборот, известно, что наш народ любит обиженных. По всем опросам общественного мнения рейтинг Виктора Степановича после отставки пошел вверх. Президент создал все условия для предвыборного старта экс-премьера. За два года до голосования тот перестает нести груз ответственности за экономику, получает возможность сосредоточиться на подготовке к выборам.
Наконец, сам Борис Николаевич нигде не заявлял, что собирается снова баллотироваться в 2000 г. Уважаемый писатель Костиков говорит, что неэтично обращаться в Конституционный суд с запросом: "Можно ли выдвигать свою кандидатуру на третий срок". Ему следует, однако, знать, что не президент обратился в КС, а Государственная Дума. И ее дело - отзывать запрос или нет.
Костиков обвиняет президента в том, что он "сдает" своих верных соратников. Но глава государства и его окружение - это не семейный кружок, отношения с подчиненными здесь не могут строиться на принципах личной дружбы. Скажем, я хорошо знаю Анатолия Сергеевича Куликова,
еще с 1992 г. Это прекрасный человек, я его уважаю. Но он не был готов к перестройке своего ведомства. А ведь система МВД не реформировалась со времен Л. Берии. Необходимо было сменить министра, и президент принял такое решение. Каждый руководитель обладает определенным потенциалом, и, когда этот потенциал выработан, человека надо менять независимо от того, друг он тебе, брат или сват.
В. Костиков давным-давно не владеет обстановкой в окружении президента. Он не вхож в Кремль уже несколько лет. И, видимо, черпает информацию только из прессы или из каких-то кулуарных источников. С чего, к примеру, он взял, что заявление Б. Ельцина о создании оси Париж - Бонн - Москва вызвало недоумение Г. Коля и Ж. Ширака? Если кто-то шепнул об этом на ухо господину Костикову, то пусть эта "новость" останется на совести его самого и его информаторов.
Я не хочу идеализировать Бориса Николаевича. Каждый человек может ошибаться. Но чаще всего "ошибки" президента, которые раздуваются СМИ до масштабов общенациональной катастрофы, на деле оказываются следствием проколов МИДа, других служб. Хотя такие проколы случаются не столь часто, как кажется моему оппоненту.