Примерное время чтения: 5 минут
111

Телевойны: перестрелка перед выборами

ДАВ 9 августа официальный старт предвыборному марафону, Кремль так и не решил для себя главного - за кого болеть на предстоящих выборах в Госдуму. Как заметил один из чиновников: "Мы точно знаем, кого в новой Госдуме видеть не хотелось бы, а вот кого поддерживать, мы для себя так и не решили". Своей "партии власти" на этот раз у Кремля нет. Следствием этой неопределенности является и хаотичность в информационной политике главного предвыборного штаба страны.

ЕЩЕ НЕДАВНО назначение М. Лесина на должность министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций всеми СМИ однозначно расценивалось как создание Кремлем собственного министерства агитации и пропаганды, как попытка узурпировать информационную власть в преддверии предстоящих выборов.

Михаил Лесин:

- У нашего министерства, к сожалению, крайне ограничены ресурсы для того, чтобы вмешиваться в ход информационных войн. СМИ в России полностью свободны. Если издание или телеканал не нарушает закона, условий лицензии - сделать с ним фактически ничего нельзя.

Похоже, на деле повышение бывшего зам. руководителя ВГТРК оказалось не более чем своеобразной данью старому другу Семьи, которому из-за проблем на прежнем месте работы просто потребовалось подыскать что-то новое. Во всяком случае в Кремле так и не решили, какие же, собственно, задачи призвано решать созданное ведомство. Несмотря на это, благодаря дружеским связям министра не только с Семьей, но и с В. Путиным, в Кремле и в "Белом доме" о нем уже говорят как о новом вице-премьере. В первый же день назначения В. Путина и. о. премьера М. Лесин встречался с ним трижды. Но, скорее, и должность вице-премьера для него будет больше номинальной. По слухам, ВГТРК по-прежнему остается главной сферой его интересов. В этой связи кардинальных изменений кадровой и информационной политики телеканала ожидать вряд ли стоит. С большой долей вероятности можно прогнозировать и то, что руководитель ВГТРК М. Швыдкой останется на своем посту.

Михаил Швыдкой:

- Конечно, любая предвыборная кампания связана с выбросом компроматов, информационными войнами и т. д. Но, я думаю, руководители ТВ не забыли, что произошло после таких схваток конца 1997-го - начала 1998 г. Тогда в проигрыше оказались все. Надо помнить о том, что после всех этих войн все равно хочется жить в нормальной стране и как-то смотреть друг другу в глаза.

Вместе с тем в Кремле все, кто с сожалением, кто с раздражением, но, в общем-то, соглашаются с тем, что, несмотря на лояльность в отношении исполнительной власти, ВГТРК остается не готовым к предвыборной схватке.

Влияние на ОРТ, как считают в Кремле, во многом оказалось утерянным после отставки В. Юмашева с поста руководителя администрации президента. Дружба Валентина Борисовича с гендиректором ОРТ И. Шабдурасуловым позволяла обоим творчески решать многие взаимовыгодные вопросы. В последнее же время от предвыборных дел Юмашев практически совсем отошел, да и в Москве бывает не часто. А отношения с Б. Березовским у Семьи в последнее время достаточно натянутые. Остальные же кремлевские чиновники - А. Волошин, Т. Дьяченко, Д. Якушкин, входящие в совет директоров ОРТ, - в последнее время увлечены другими, более насущными для них проблемами.

Игорь Шабдурасулов:

- К декабрю информационные войны не усилятся, а, наоборот, ослабнут. Не будет никаких войн. Все будут заниматься выборами. А то, что происходит сейчас, - это мелочи, которые будут решены в рабочем порядке.

Похоже, что все усилия Кремля сегодня сосредоточены лишь на банальной и пресловутой борьбе с НТВ. Парадокс же заключается в том, что здесь отдают должное тому, что из всех телеканалов именно НТВ является наиболее профессиональным и мощным по информационному воздействию. НТВ - тот телеканал, который предпочитает смотреть большинство сотрудников самой администрации, из которых у многих дома установлены энтэвэшные "тарелки".

Алексей Венедиктов, главный редактор радио "Эхо Москвы" (холдинг "Медиа-Мост"):

- Сегодня происходит даже не война, а агрессия со стороны СМИ Бориса Березовского. Это они втянули нас в драку. Совершенно беспрецедентный случай: никогда еще в истории российской прессы журналисты не били в спину своих коллег. Нарушены все нормы корпоративной этики. Главная цель наших противников - политика, а не бизнес. Перед выборами они хотят задавить неугодных кандидатов.

И в заключение приведем мнение бывшего главного редактора газеты "Коммерсантъ" Рафа Шакирова. Напомним, что совсем недавно он был уволен новым хозяином газеты - Б. Березовским.

Раф Шакиров:

- Информационные войны, скорее всего, не утихнут к выборам. Но я надеюсь, что всем сторонам хватит благоразумия остановиться. По крайней мере не использовать для выяснения отношений телеэфир и газетные полосы. По моим наблюдениям, люди быстро теряют в профессионализме, когда начинают сводить счеты друг с другом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно