Примерное время чтения: 3 минуты
119

КОЕ-ЧТО О ПРЕЦЕДЕНТАХ

В Париже тоже "разгоняли"

Как свидетельствует международный опыт, взаимоотношения глав государств и парламентов редко складываются идиллически. Закономерен вопрос: есть ли в мировой политической практике прецеденты того, что произошло в России?

* ПО МНЕНИЮ ряда специалистов Дипломатической академии МИД РФ, точных аналогов происшедшего в России история мировой политики все же не знает. В какой-то степени меры, предпринятые российским Президентом, можно сравнить с тем, что произошло во Франции в период правления президента де Голля. В 1958 г. французский президент не только распустил Национальное собрание, но и вынес на референдум проект новой конституции со значительным расширением прав президента.

* ЕСТЬ и более свежая аналогия (тоже, правда, довольно условная). В апреле 1992 г. президент Перу Альберто Фухимори распустил парламент, объявив президентское правление по сути без каких-либо ограничений. Выступив по телевидению с обращением к нации, президент Перу объяснил свое решение тем, что законодательная и судебная власти, контролировавшиеся оппозицией, стали слишком серьезным тормозом на пути преобразований, призванных вывести страну из экономического кризиса.

Подготовил В. НЕЧАЕВ

* * *

А в Варшаве было тихо

На вопросы "АиФ" отвечает московский корреспондент польской газеты "Супер Экспресс" Болеслав ПОРОВСКИЙ.

- Пан Поровский, недавние выборы в Польше заставляют вспомнить о событиях четырехмесячной давности, когда президент Валенса объявил о роспуске сейма.

- Польская конституция "сконструирована" таким образом, что президент в условиях политического кризиса может распустить сейм с обязательным назначением новых выборов. Поэтому то, что произошло тогда, для наших депутатов не стало неожиданностью: когда не хотят, чтобы их "разогнали", стараются найти компромисс.

- Выходит, что польские депутаты добровольно подставили себя под удар. И, кстати, в отличие от российских коллег, с роспуском парламента потеряли практически все свои льготы.

- Политический риск был велик для всех сторон. Для польских депутатов конфликт с президентом стал пробой сил по принципу "а вдруг получится?".

Естественно, распуская сейм, президент рассчитывал на победу своих сторонников на новых выборах. Но победили бывшие коммунисты...

В таких ситуациях на поверхности видны политические игры, которые ведут различные силы. Однако если копнуть глубже, то окажется, что работают сложные регулировочные механизмы, приводящие общество в равновесие и предохраняющие от безвластия - независимо от того, кто оказался сильнее на выборах.

- В дни, последовавшие за указом польского президента, в Варшаве было спокойно?

- Абсолютно. Кто-то из депутатов, конечно, покритиковал решение президента в газетных и телевизионных интервью, но в целом все спокойно разъехались по домам. Может быть, за исключением нескольких десятков человек, которыми сразу же после потери депутатской неприкосновенности занялась прокуратура.

Беседовал Б. СТАНИШНЕВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно