В России всегда было трудно различить, что реально, а что - мистификация. Особенно в политике. Так, сегодня все энергично занялись раскладыванием пасьянсов с целью выяснить: кому в России принадлежит власть? Выстраиваются рейтинги ведущих политических лидеров и проводится ювелирная работа по выяснению: кто с кем и против кого? Кто ближе всех к уху Президента и кто претендует на эту роль?
НА ДЕЛЕ оказывается, что у многих "ведущих" деятелей, именами которых пестрят страницы газет и лики которых преследуют нас с экранов телевизоров, нет ничего за душой и никого за плечами. Иные являются выразителями интересов узких группировок. Никто из нынешних политиков не может похвастаться тем, что за ним стоит та или иная социальная группа или движение. Если же речь идет об обладателях высших государственных постов, включая и Президента, то степень их влиятельности тоже относительна.
На первый взгляд, новая российская Конституция закрепляет авторитарный режим Президента, предоставляя ему колоссальные полномочия. Но на деле нынешний режим оказывается самым слабым в советской и российской истории. Даже дряхлый и впавший в маразм Брежнев имел больше влияния на политику, чем Ельцин. Наш Президент не может с полной уверенностью опереться даже на традиционные инструменты правления - бюрократический аппарат и армию.
Бюрократия коррумпирована и занята устройством собственных дел. Лояльность военных Президенту также вызывает немало сомнений. Так что Ельцин, привыкший командовать и штурмовать преграды, вдруг попал в ситуацию, когда ему нужно постоянно лавировать, уговаривать, обещать, не веря никому и постоянно думая о самосохранении. Не имея никакой прочной опоры и лояльных соратников, он может в любой момент оказаться в роли брошенного всеми короля Лира.
К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ СМЕНА ВЛАСТИ
СМЕНА власти в данный момент, учитывая, что в обществе нет демократической альтернативы Ельцину, возможно, приведет еще к худшему. Когда мы говорим о демократической альтернативе, мы имеем в виду наличие не только лидера-реформатора, но и поддерживающее его мощное движение. И команду профессионалов, способных проводить эффективную политику. И согласие на новый курс мощных корпоративных групп, контролирующих сохранившиеся в руках Центра рычаги власти.
Что толку, если сегодня Президентом будет избран обаятельный и кристально честный демократ? При отсутствии хотя бы одного из вышеупомянутых условий он завтра же станет игрушкой в руках нового или старого - не важно какого - аппарата. Впрочем, при сегодняшнем разочаровании общества во всех действующих политиках - и демократах, и консерваторах - на сцену вполне может выскочить непредсказуемая личность фашизоидного типа, которая лишь подтолкнет нас к катастрофе.
Вот и получается, что, хоть нынешняя правящая элита в России уже доказала свою неспособность создать новое жизнестойкое государство и нормальные условия для развития общества, по крайней мере сегодня ее смена нежелательна. Но не менее нежелательно и продление полномочий нынешних политических институтов - и парламента, и Президента. Это осложнило бы нормальный процесс обновления.
УДЕРЖИТ ЛИ ЕЛЬЦИН КРЕМЛЬ?
В БЛИЖАЙШИЕ 2 - 3 года в российском обществе скорее всего произойдет смена власти. Впрочем, все к ней уже начали готовиться. Российская политическая элита должна будет выдержать очередную проверку на зрелость. Недавние выборы на Украине и в Белоруссии продемонстрировали, что там правящий класс показал свою способность к цивилизованной ротации. Посмотрим, насколько готовыми к этому окажутся российские политики.
Пока идет перегруппировка, перед Ельциным стоит задача "удержать" Кремль до появления своего легитимного преемника и с достоинством передать ему полномочия. Сумеет ли это сделать человек, вся жизнь которого - постоянная борьба за власть? Но и ельцинский преемник окажется перед еще более сложной проблемой: отказаться от стремления восстановить в России жесткую "президентскую вертикаль" и - что не менее важно - подавить в себе возможное желание мести и реванша. Вот именно в этот момент мы увидим, насколько Россия приблизилась к демократии и цивилизации.