РАСХОДЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ТУННЕЛЯ ОКУПЯТСЯ НЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ ЧЕРЕЗ 32 ГОДА. Двадцать минут полета под Ла-Маншем

   
   

Если бы сейчас д'Артаньяну поручили доставить подвески из Букингемского дворца в Париж, на это ему потребовалось бы всего три часа. Редакция поручила проверить это своему корреспонденту.

ИМЕННО столько времени занимает сейчас поездка из самого центра Лондона - вокзала Ватерлоо с новым футуристическим куполом из стекла и стали - до сверкающего всеми красками после реставрации Северного вокзала в Париже. И дело не только во времени, но и в удобстве. Для авиакомпаний появилась опасность остаться без работы на линии Лондон - Париж из-за поезда "Евростар", летящего по земле.

Удобство для пассажиров. Кажется, именно этой идеей были одержимы устроители новой магистрали. Чтобы добраться от стоянки такси до мягкого кресла ультрасовременного вагона с автоматически открывающимися дверями, у меня ушло минуты 4 - 5. Во-первых, билеты быстро проверяются автоматически, с помощью турникета, ведущего на перрон. Симпатичным проводницам, которые по внешности могут дать фору лучшим стюардессам ведущих авиакомпаний, остается только с очаровательной улыбкой проводить вас в вагон.

Во-вторых, удивило отсутствие паспортного и таможенного контроля для всех пассажиров, а не только для граждан Европейского сообщества, как это принято. Видимо, полицейские Англии и Франции так сработались, что им нет разницы, где ловить преступников - в Лондоне или Париже. И в-третьих, вокзал Ватерлоо оборудовали таким количеством горизонтальных и наклонных эскалаторов, что возникает ощущение, что они ведут чуть ли не к каждому вагону "Еврозвезды".

Удобно даже опоздавшим. По нашему вагону уже после отхода поезда прошла к своему месту взволнованная дама в сопровождении проводника, бережно несущего ее саквояжи.

Газеты и завтрак в утреннем поезде начинают подавать сразу после отправления, когда за окном еще мелькает лондонский городской ландшафт. Привыкшего лишь к кипятку в российских поездах путешественника приятно удивляет, что французское шампанское пассажирам первого класса предлагают, как "у них" это принято, хорошо охлажденным до 5 - 6 градусов.

То ли из-за того, что поезд на Париж уходил на следующий день после Рождества, то ли из-за того, что все народы действительно перемешались, моими спутниками оказались симпатичный итальянец с беременной женой - испанкой, говорившей на нескольких языках, деловая француженка и немолодой американец с двумя детьми.

Мне казалось, что в материале о суперпоезде, пересекающем Ла-Манш, не будет места для политики. Но когда американец отложил в сторону лондонскую газету с сообщением о гибели мирных жителей при очередном штурме Грозного и негромко про себя выругался: "Проклятые русские!", я понял, что уходят те недавние времена, когда о России в мире говорили с восхищением, повторяя с акцентом русские слова "перестройка" и "гласность". Россия снова обернулась страшным медведем, который рвет на части всех, кто попадает под руку.

Впрочем, разговоров о политике не получилось. Машинист "Еврозвезды" на двух языках (французском и английском) объявил о том, что поезд входит в туннель под Ла-Маншем. Пожалуй, это было самое большое разочарование короткого путешествия. Двадцать минут полной темноты за окнами, лишь слегка закладывало уши, как в самолете, теряющем высоту. Туннель как туннель, и надо иметь богатое воображение, чтобы представить себе, что над головой - не только десятки метров земли, но и толща воды пролива, выводящего в Атлантику.

Во Франции, где сверхскоростные поезда ходят уже 14 лет по специальной трассе без пересечений, "Еврозвезда" легко набрала скорость в 300 км/ч. Захотелось поделиться впечатлениями и позвонить в родную редакцию, тем более что красочные проспекты обещали, что из суперпоезда можно позвонить в любую страну мира. И тут - первое фиаско. Телефон не работал. Проводница тут же пригласила бригадира поезда. Убеленный сединами статный англичанин стал извиняться, что, мол, спутниковая связь иногда отказывает. А потом, видимо, приняв меня за англичанина, доверительно прошептал: "Телефоны-то делали французы". Вот так. Современные суперпоезда легко соединяют страны и столицы, а давно укоренившиеся традиции уходят с трудом.

Лондон - Париж

Смотрите также: