КОММЕНТАРИИ. Третья мировая уже началась?

   
   

Несколько западноукраинских наемников были расстреляны в Чечне дудаевскими бойцами. Об этом рассказал журналист, приехавший из зоны конфликта.

ОН РАЗГОВАРИВАЛ с одним из тех, кто якобы сам принимал участие в этой акции. По словам чеченца, украинцы хотели бросить все и вернуться на родину, но другим бойцам это показалось предательством.

Однако самым примечательным был ответ на вопрос, почему западные украинцы запросились домой. По словам журналиста, чеченцы сами признают, что в их подразделениях сложилась такая атмосфера, что немусульманам, а тем более христианам, крайне тяжело в ней существовать. Война для чеченцев постепенно принимает все более антихристианский, происламский характер, и даже общие политические или моральные позиции не спасают от постоянных столкновений между союзниками на мировоззренческом уровне.

По свидетельству многих, кто побывал на чеченской войне, даже если эпизод с расстрелом украинцев не имел места, общее настроение не исключает таких крайних мер. Во всяком случае характерно, что в рядах дудаевских бойцов очень мало русских, хотя оснований для мести за погибших родственников у них не меньше. А значит, конфликт в Чечне носит на самом деле не национальный характер борьбы с общим для всех агрессором, а является столкновением двух разных цивилизаций. Как в Афганистане, где даже западные добровольцы часто должны были принять ислам, если хотели бороться вместе с моджахедами.

Любопытно, что к подобным выводам приходят сегодня и некоторые западные наблюдатели.

- Третья мировая война уже идет, только пока в локальных формах, - говорит один из серьезнейших немецких политологов- философов Вилли Хенсс. - Поэтому мы ее не замечаем. Если же мы возьмем в совокупности конфликты последнего времени, то заметим массу фактов, свидетельствующих о возможном начале глобального конфликта.

Пока картина затуманена неоднозначностью политических интересов различных стран в этом конфликте. Но после крушения двухполюсности мира, когда практически все государства входили в тот или иной блок, выяснилось, что США не в состоянии одни нести бремя обеспечения мирового порядка, какие бы субъективные претензии они на это ни выдвигали. В то же время та энергия, которая раньше тратилась на противостояние двух систем, сегодня высвободилась и уже нашла выход в росте локальных конфликтов по всему миру. И самое примечательное то, что почти все эти конфликты приходятся на стык между исламом и христианством.

Хотя многие арабские страны выступили в союзе с западными державами против Ирака, у них вовсе не прибавилось из-за этого симпатий к западным ценностям. Напротив, война в Ираке уже вызвала рост исламского фундаментализма и экстремизма. Лишь наличие острых политических противоречий между арабскими странами и неснятое вековое противостояние между шиитами и суннитами мешает пока объединиться исламским силам.

Но конфликты на территории бывшего СССР показывают, что в столкновении с христианским миром эти религиозные различия не мешают мусульманам твердо знать, кто для них свой, кто чужой.

Конфликт в Чечне находится в том же ряду. При всей непростительности нарушения прав человека и бомбежек мирного населения легко все же заметить, сколь разные ценностные ориентации разделяют противников. Если русские ведут здесь борьбу за сохранение единства страны и контроль Москвы над частью своей территории, то чеченцы в качестве боевого знамени выдвигают уже не независимость, а исламский порядок. Еще более характерна ситуация в Боснии, где этнических славян разделила между собой именно религия.

Каков же результат этой необъявленной войны между религиями на сегодня? Христианство побеждает в Ираке, Боснии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Чечне. Ислам - в Афганистане, Иране, Сомали, Алжире. Столкновения, как видно, проходят с переменным успехом.

В тоже время западный мир по большей части еще не понимает ситуацию в мире именно под таким углом зрения. Россия, несомненно, заслужила критику своими жестокими действиями в Грозном, но в то же время нельзя забывать, что она находится сегодня на передовой линии столкновения цивилизаций. А в силу своего нынешнего кризисного положения она вновь является слабым звеном христианского мира. Но на него приходится как самая протяженная граница с исламом, так и наибольшее количество реальных или потенциальных конфликтов.

Смотрите также: