Драматическая отставка Эдуарда Шеварднадзе широко обсуждалась либералами, которые на фоне мощного наступления правых казались дезорганизованными и разобщенными. Основная задача либеральных сторонников Горбачева заключается в том, чтобы каким-то образом восстановить свое влияние. В настоящее время они могут лишь беспомощно наблюдать за тем, как он смещается вправо. В начале нынешнего года радикалы добились больших успехов. Они установили контроль над Москвой и Ленинградом и, как казалось, осуществили перелом в политической ситуации. Однако с тех пор они так и не смогли организоваться и проявить политическую инициативу. Они оказались неспособными заменить ту бюрократию, на смену которой пришли.
Телекомпания Ай-ти-эн (Великобритания).
Представитель американской администрации, просивший не называть его фамилии, в частной беседе сказал, что Горбачев пытается восстановить контроль центра с тем, чтобы предупредить хаос.
Было бы абсурдно, если бы в попытке восстановить порядок он в конечном итоге затоптал бы первые ростки перехода к рынку.
Агентство Ассошиэйтед Пресс, США
Похоже, что в партитуру Горбачева, поначалу такую убедительную, вкрались несколько ошибок, которые только сейчас обнаруживаются и ведут к неожиданным последствиям. Ведь его идея состояла в том, чтобы обеспечить парламенты таким большим влиянием, чтобы их мужественные и недогматические решения продемонстрировали всему народу, что вполне можно обойтись и без старых структур власти.
Из-за всеобщей неразберихи "правые" давно уже преодолели смятение в своих рядах, они мобилизуют свои силы в еще оставшихся за ними многочисленных сферах власти, не боятся даже угроз в адрес президента, вынуждая его идти на компромиссы.
Решающая причина, которая подрывает базу Горбачева точно так же, как и базу "радикалов", заключается в том, что последние оказались не на высоте. На что же должен опереться президент в подобной ситуации, если не на старые, хотя и дискредитированные, но еще функционирующие структуры власти - партийные организации, милицию и внутренние войска, армию и КГБ, которые, естественно, с большой охотой откликаются на этот призыв?
Если спокойно рассмотреть этот вопрос, то растущая истерия представляется сильно преувеличенной: "распад империи" со всеми его пугающими обстоятельствами можно рассматривать как вполне нормальный симптом перехода к желательной, хотя еще и неопределенной, новой форме союза.
До тех пор пока не стала реальностью отдаленная цель нового союза, Горбачев настаивает на предоставлении ему полномочий на переходный период, которые дали бы ему возможность принимать в случае необходимости суровые меры. Эта тактика небезопасна - она дает новые шансы консервативным силам и может повлечь за собой автоматизм "принятия суровых мер", последствия которого невозможно предвидеть.
"Кельнер штадт-анцайгер", ФРГ