Так распорядилась матушка-природа, что Памир, обладая богатейшими запасами полезных ископаемых, практически не имеет собственного сельского хозяйства. Почти все продукты питания горцам издавна подвозят из более плодородных краев. Сегодня миссию снабжения памирцев всем необходимым взяли на себя российские пограничники.
ДОРОГА ЖИЗНИ
ЕДИНСТВЕННАЯ транспортная артерия, по которой подвозятся грузы, - Памирский тракт, протянувшийся из Душанбе через Тавильдару, Калаихум, Хорог и Мургаб в Ош. Поскольку Горный Бадахшан стал главной базой таджикской оппозиции, Памирский тракт оказался перерезанным в районе Тавиль-дарийского перевала. В результате осенних боев перевал был взорван, и снабжать Памир продовольствием и топливом пришлось через Киргизию. Сложность ситуации усугубляется тем, что дорога функционирует только в теплое время года. С приходом зимы на перевалы ложится снег, и Памир оказывается отрезанным от остального мира. Единственным транспортным средством остается авиация. С ее помощью в горы перебрасываются дополнительные порции продовольствия и гуманитарная помощь землякам от Ага-хана, уроженца Горного Бадахшана, а ныне - преуспевающего французского бизнесмена.
"Сегодня Памир обеспечен необходимым минимумом продовольствия и топлива на зиму", - заверяют российские пограничники.
Действительно, минимум есть, а это значит, что доживут до весны старики, женщины и дети. Дееспособной же части населения придется похуже. Мало того, что средняя зарплата на Памире - всего 35 - 40 тыс. руб., магазины почти повсеместно закрыты, а на оставшихся кое-где базарчиках - бледная тень былого изобилия и астрономические цены. Зарплату люди не получают уже с весны - нет денег. Вот и остается памирцам выбирать: или нищенское полуголодное существование, или... контрабанда.
ОПИЙ - ХЛЕБ ПАМИРА
В СОСЕДНЕМ Афганистане с продовольствием дело обстоит еще хуже, зато в неограниченном количестве имеется опий-сырец, цена которого всего около 40 - 50$ за килограмм. На "нашей" стороне Пянджа цена вырастает до 400 - 500$ за килограмм. 1000% прибыли оправдывают любой риск товарообмена "продукты - опий" через границу. Да и риск-то, честно говоря, не так уж велик.
"Даже если мы засекаем товар, - объяснил мне офицер- пограничник, -максимум, что можем сделать, - это проверить документы и... отпустить. Захваченные же наркотики мы обязаны передать местным властям, самим нам их уничтожать запрещено. Ну а потом в ту же милицию заходят крепенькие ребятки и молча забирают свой "товар". Вот и воюй со связанными руками..."
Вообще-то зима - мертвый сезон для контрабанды наркотиков. Перевалы завалены снегом, и вывезти "добычу" на Большую землю невозможно. Конечно, какая-то часть оседает непосредственно на Памире, для "внутреннего" потребления. Не чураются подобных "радостей жизни" и некоторые пограничники. Из 17 тыс. российских пограничников, несущих службу на таджикско-афганской границе, 84% составляют местные уроженцы. По словам начальника медицинской службы российских погранвойск в Таджикистане, среди пограничников- таджиков имеет место бытовая наркомания, но еще не было ни одного случая обращения за медпомощью по этому поводу. То есть покуривают потихоньку "травку", но меру знают.
Основная же масса наркотиков с открытием перевалов уплывает с Памира на переработку. По мере приближения к "центрам цивилизации" вырастает и стоимость товара, доходя уже до 10 - 15 тыс. $ за килограмм. Причем это стоимость сырья. После переработки цена наркотика исчисляется уже шести- семизначными суммами. Излишне говорить, что основными потребителями наркотиков являются отнюдь не рублево- купоновые государства. Конечный продукт попадает на рынки Западной Европы и Америки, где у памирских контрабандистов давно налажены надежные связи. Не зря во всем мире полосу вдоль северных границ Пакистана, Афганистана и Ирана называют "золотым поясом".
КОРОЛЬ УМЕР - ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ?
В НАЧАЛЕ декабря прошлого года у ворот собственного дома был взорван вместе с автомобилем глава памирского наркобизнеса Леша Горбатый. Контрабандист с еще доперестроечным стажем, Леша благодаря незаурядным личным качествам сумел создать на Памире мощную структуру по переправе наркотиков. Поговаривали, что он напрямую контактировал с весьма влиятельными лицами не только в таджикском руководстве, но и в российском.
Необходимо отметить, что, возглавляя мощную боеспособную организацию, Леша Горбатый был одним из первых, кто пошел на контакт с российскими пограничниками. Предположительно, это и стало одной из причин его устранения. По другой версии, заказ на ликвидацию пришел от конкурентов, которых не устраивали Лешины "аппетиты".
"Леша пошел на переговоры с нами потому, что ему было невыгодно развязывание настоящей войны на Памире, - считают пограничники. - Зато в условиях шаткого равновесия сил он себя чувствовал, как рыба в воде".
Как бы то ни было, нейтралитет устраивал всех. Леша был уверен, что пограничники не дадут развернуться во всю мощь боевикам Резвона и Джумы. (Самые непримиримые командиры банд, базирующихся на территории Афганистана и совершающих налеты на таджикскую часть Памира. - Ред.) А пограничников устраивало получение от людей Леши информации о готовящихся нападениях.
Симптоматично, что буквально через несколько дней после гибели Леши Горбатого Резвон перенес свою основную базу из глубины Афганистана непосредственно к границе неподалеку от Калаихума. Затихли пока и Лешины люди, напуганные смертью своего главаря.
"Второго такого человека, как Леша, способного удержать в узде его империю, нет, - считают пограничники. - Скоро начнется драка за власть и раздел сфер влияния. А мы останемся без глаз и ушей".
Похоже, так оно и будет. Боевики уже показали зубы, устроив засаду на пограничников. Девять погибших и подбитый БТР - таков первый итог "ослепления". А может, прав Солженицын и России пора окончательно уходить из Таджикистана, эвакуировав предварительно всех русских?