Шеф ФСК Сергей СТЕПАШИН относится к тем людям, которых все, не сговариваясь, зачислили в число "активистов" чеченской войны. Кое-кто уже отвел ему место и на будущей скамье подсудимых.
Сам он считает, что "не бывает однобокой правды. Не бывает только правды Ковалева или только правды Степашина". Разное понимание событий неизбежно -тем более когда смотрят на них через оружейные прицелы. И тем интереснее мнение безусловно информированного человека, не свободное, вероятно, от личностных оценок, но весьма важное для понимания происходящего.
БЫЛА ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?
- Общественность практически единодушна: военная акция в Чечне пошла, что называется, нештатно - с ожесточенным сопротивлением, большими потерями, неясными перспективами. И многие считают, что в столь неприятной неожиданности повинна ФСК - значит, вы чего-то недоразведывали...
- А мы не разведка. Мы контрразведка.
- Значит, чего-то недоконтрразведывали?
- Практически все, что могли, сделали. Но за эти годы была во многом развалена агентурная сеть органов безопасности. А тем более в Чечне, где вообще разгромили региональное управление КГБ. Мы действительно ориентировались недостаточно.
- И все-таки ввязались?..
- А вы знаете альтернативу? Говорят, что надо было вести переговоры с Дудаевым. Но он-то переговоров вести не хотел! Он настаивал только на признании независимости Чечни. И даже если забыть о том, что право выхода республик из состава России не предусмотрено в Конституции, - то чем Чечня лучше любого другого субъекта Федерации? Ей можно, а другим? Давайте все рассыпемся, выйдем сами из себя! А ядерное оружие куда денем - в море побросаем? Или поделим по областям и районам?
Кроме того, какова легитимность режима Дудаева? К власти он пришел в результате государственного переворота. Представим себе, что в какой-нибудь области России некая группа людей свергает законное руководство, выгоняет федеральные войска, начинает создавать собственную армию. Потом репрессирует политических противников, расстреливает мирную демонстрацию... А параллельно с этим через уголовный террор выдавливает со своей территории часть населения, распродает природные ресурсы, грабит всю финансовую систему через фальшивые авизо, захватывает вертолеты с заложниками... Что сказали на это правозащитники? Ничего!..
ДЕЛА И СВЯЗИ
- Ну, связь Дудаева с авизо и минводовскими захватами еще не факт.
- Вы так думаете? В конце декабря, когда взяли здание Совета министров Чечни и начали его проверять, группа Министерства внутренних дел нашла огромную кипу новых фальшивых авизо.
А сам Дудаев мешки себе набил долларами, положил в банки...
- В какие? Вы знаете счета?
- Счета его мало кто знает. Но они есть, и у нас есть об этом информация.
Помните захваты вертолетов? По крайней мере один, последний, проводился по инициативе Гелисханова, шефа чеченского департамента государственной безопасности. Для чего это делалось? Доллары нужны. Дальше, уверен, подобные захваты распространились бы на другие регионы. В Лондоне уже их разборки начались, помните историю с убийствами? Кстати, Имаев там фигурировал, нынешний прокурор Чечни.
- С кем же в Москве Дудаев был в доле, раз ему так долго позволяли всем этим заниматься?
- Сейчас над выяснением этих фактов работает серьезная комиссия. Мы уже получили большое количество материалов. Фигурирует ряд инвесторов, лиц, занимавшихся экспортом нефти...
- Фамилии?
- Их я сейчас называть не буду. Когда проведут следствие, будут названы и фамилии.
- Ну хотя бы ранг этих людей - среднее звено, высшее, министерское?..
- Часть министерского звена есть. Но в основном Дудаев работал через фирмы, через частный капитал.
Вообще у него широкие контакты в Москве. После начала вооруженных действий мы перехватили много дудаевских телефонных разговоров. Очень много обнаружилось людей, которым он прямо давал команды: "Сделай то, сделай это, денег не жалей, давай сюда...".
- Тогда ФСК, наверное, должна знать, кто оставил Дудаеву оружие? Точнее, кто дал ему такие гарантии, с которыми он мог позволить себе говорить с Москвой и российскими военными с позиции силы: либо вы уходите без оружия, либо вывозите свои трупы. Кто конкретно?
- Кто? И все, и никто.
Во-первых, начинать надо с сентября 1991 года, когда еще был Советский Союз. В тяжелом положении были его Вооруженные силы. Нападения на гарнизоны, убийства военнослужащих, захваты оружия, угрозы. Создалось положение, когда, как говорится, не до жиру - быть бы живу. Поэтому большая часть войск выводилась, оставляя оружие, и из Чечни, и из республик бывшего СССР.
Лишь весной 1992 года, когда П. С. Грачев был назначен министром обороны, он попытался добиться решения, при котором Дудаев обещал отдать хотя бы 50% находившегося в Чечне оружия. Но не вернул ничего.
А вот дальше начинается второй этап - беспрецедентный. На протяжении трех лет совершенно спокойно человек, узурпировавший власть, обманувший всех, начинает вооружаться, и к нему не применяются никакие меры. И если уж вы говорите о гарантиях - кто их еще мог дать, кроме тех, кто помог ему оседлать власть, кому Дудаев казался своим? Тут Руслан Имранович Хасбулатов ох какую руку поначалу приложил... Дудаев этим шансом воспользовался.
- Ходят слухи, что боевики снабжаются не кем иным, как российскими же военными, приторговывающими патронами где-нибудь в Назрани...
- Нет. Во-первых, там были запасы достаточно большие. Некоторые склады и сегодня еще сохранились. Во-вторых, Дудаев три года готовился к войне.
- Зачем? Он что, Москву собирался захватить? Или предвидел нынешнюю ситуацию?
- Он в принципе готовился к войне. К чему он еще мог готовиться, если систематически и целенаправленно уничтожал всю экономическую и социальную инфраструктуру республики и одновременно вооружал людей, начиная с мальчишек 12 лет?
А потом, не забывайте: у него же практически шла гражданская война. После того, как он окружил себя уголовниками, после разгона парламента, после расстрела митинга от него большинство отвернулось. Начала усиливаться оппозиция, с которой ему тоже нужно было разбираться...
- Неужто нельзя было решить проблему с помощью спецподразделений?
- Речь ведь шла не о единичной акции, не о взятии только дворца. Речь шла о полном разоружении бандформирований, находящихся в городе, в республике. Так была поставлена задача на Совете безопасности. Да она и из Конституции вытекала: Чечня - часть территории Российской Федерации, а в стране может быть только одна законная армия.
- Но разоружать, говорят, должно МВД...
- Нужно выбирать адекватный ответ. На той стороне дерутся 8 - 11 тысяч хорошо вооруженных, в том числе тяжелыми видами оружия, хорошо обученных военных профессионалов против них должны применяться аналогичные силы.
Можно по-разному оценивать с политической точки зрения происходящее в Чечне, но то, что там делают солдаты - от рядового до генерала, - это подвиг. Ни один не должен быть забыт. Мне представляется, что это будущий костяк настоящих Вооруженных сил Российской Федерации.
Хотя ошибок никто не избежал. Ошибок наделали немало. Крови, к сожалению, много. Были и факты трусости, в том числе и среди части генералитета.
"РУКИ КГБ" БОЛЬШЕ НЕТ
- А какие выводы по работе ФСК вы сделали из чеченской кампании?
- Наша спецслужба должна быть сильной. Наделенной не только аналитическими и информационными функциями, не только возможностью что-то прогнозировать и предлагать, но и действовать. Спецслужбе нужны руки. Сегодня их у нас не оказалось.
- Кто же их отрубил?
- Я не буду эту тему комментировать. Главное, их просто нет. И теперь мы их с трудом воссоздаем. Такого рода структуры готовятся много лет. Эти подразделения работают на начальном этапе, не доводя ситуацию до военных действий. Тогда бы, в августе, сентябре прошлого года, можно было многие вещи в Чечне решить по-другому.
Далее. При построении территориальных управлений уже в их структуре и задачах надо учитывать все особенности регионов. В Чечне мы будем создавать совершенно непохожий орган, который смог бы показать себя не только в справках и бумагах, но и в конкретных делах.
Хочу отметить активную работу, с ее перестройкой уже на ходу, наших контрразведчиков в Чечне: это и сбор разведданных, и контрразведывательное прикрытие войск, мероприятия небольшой спецгруппы генерала Дмитрия Герасимова, работа с населением, обеспечение безопасности нефтехимических предприятий, освобождение наших военнопленных, работа на фильтрационных пунктах... Кстати, не было ни одного факта трусости или предательства среди контрразведчиков. Недаром генерал Лев Рохлин дал очень высокую оценку их работе. А уж он-то как никто другой знает, как все было на самом деле!
- А что вы будете делать после восстановления, надеюсь, мира в Чечне?
- То же, что и везде.
Планируем создать мощное управление - порядка 700 -800 человек, с тем, чтобы в каждом крупном районе не маленький райотдел был, а такие подразделения, которые могли бы заниматься и оперативной работой, и действиями по изъятию оружия, задержанию бандитов и так далее.
Плюс непосредственная работа с населением, со старейшинами. Даже сейчас люди к нам идут - и русские, и чеченцы. Много рассказывают, много показывают, просят помощи, поддержки...
- Оправданны ли опасения длительной партизанской войны?
- Думаю, что нет. Когда начнутся работы по восстановлению экономики, свет появится, газ, тепло, когда люди почувствуют, что начинают лучше жить, - зачем им война? Но вот диверсионные и террористические акции возможны достаточно долго.
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
- У вас есть информаторы в дудаевском окружении?
- No comments. (Без комментариев).
- Много говорят о наемниках, о снайперах - "белых колготках". Но общественность о них знает практически лишь по слухам.
- Уже взяты в плен несколько человек из Афганистана. Два египтянина. Взяли одного украинца, он признался, кто он такой. Правда, говорит, что не убивал, но на указательном пальце аж мозоль от курка. Литовец в Лефортово содержится. Иорданцев несколько человек. Абхазцев достаточное количество, таджики есть. Общую цифру сказать не могу, потому что многие были уничтожены - сами понимаете. Пленных иностранцев у нас до 30 человек. По показаниям задержанных, порядка 40 женщин там воюют. Одну русскую, кстати, нашли недавно.
- Дудаев как-то обещал "завалить Москву трупами"...
- После начала военных действий была проведена огромная работа с чеченской диаспорой. В основном это бизнесмены, люди достаточно богатые. Они очень заинтересованы, чтобы здесь со стороны чеченцев не было никаких противоправных акций. Понятно, почему.
ГЕОПОЛИТИКА
- Почему, по-вашему, огонь не перекинулся на Дагестан и Ингушетию?
- С Ингушетией сложно. Проблема очень серьезная.
Что касается Дагестана, то тут три фактора срабатывают. Первое: мудрая работа руководства республики. Второе - работа, которая проводится соответствующими федеральными органами. Неплохо блокирована граница, пограничники стоят, МВД, ФСК. И третье. Конечно, люди высказывают свое недовольство и возмущение. Но от возмущения до того, чтобы идти проливать кровь за Дудаева, - огромное расстояние.
- Не переключат ли террористы свое внимание с США и Израиля на нас, как на тех, кто начал воевать с исламским государством?
- Нет. Тем более что Дудаев никакого исламского государства не создавал. Он вообще, если можно так выразиться, антиисламист. Он накрывал ковровыми бомбардировками своих единоверцев в Афганистане. Совершенно спокойно допускал и допускает убийства стариков и детей в Чечне. Он имама-то назначил своим указом! Да какой же это лидер мусульманского мира?
Думаю, уже у большинства чеченцев созрело понимание, что Дудаев со своей кликой попросту "подставил" их. Заявляя в свое время о том, что он не такой дурак, чтобы пытаться бороться с военной машиной огромного государства, теперь, по сути, сделал людей заложниками своих грязных целей, жертвами в кровавой бойне своей войны.
Хотя не следует упрощать: настроение у чеченцев сегодня сложное и разное. Но их можно понять: война есть война, кровь есть кровь, и когда погибают близкие - ясно, что чувствует каждый.
В завершение хочу сказать: то, что происходит в Чечне, - это тяжелейшие испытания для всех нас. И важно пройти их всем вместе. Потому что здесь решаются не чьи-то частные политические интересы, а интересы всей России, Российского государства. Сильного и неделимого.
Беседу вел Александр ПРАСОЛОВ
* * *
Сергей Вадимович СТЕПАШИН родился 2.03.52 г. Окончил высшее политучилище МВД СССР в 1973 г., Гуманитарную академию - в 1981 г. Доктор исторических наук. В 1973 - 1990 гг. служил во внутренних войсках. После академии преподавал в Высшем политучилище МВД. В 1987 - 1990 гг. неоднократно выполнял задачи в горячих точках - Баку, Фергане, Нагорном Карабахе, Сухуми, В 1991 г, - начальник управления Агентства федеральной безопасности по С. - Петербургу и Ленинградской области. В 1992 г. - зам. министра безопасности РФ. В 1991 - 1993 гг. - председатель Комитета ВС РФ по вопросам обороны и безопасности. С марта 1994 г. - директор ФСК РФ.
Смотрите также:
- Сергей ИВАНОВ: В МИРЕ СПЕЦСЛУЖБ НЕ БЫВАЕТ ПЕРЕМИРИЯ →
- КОММЕНТАРИЙ. Война все спишет? →
- "Царёв" наместник в Чечне →