Государственный бюджет - этакая небесная скрижаль. Сочиняется в верхах. Народ волнение ощущает, но, даже задрав голову, разглядеть ничего не может.
ПРО ГОСБЮДЖЕТ всем доподлинно известно только одно: то, что он у нас дырявый. Действительно, доходная часть составляет 144 трлн. руб., расходная - 216 трлн. руб. Из них 14% предполагается потратить на социальные нужды. Итальянцы - народ эмоциональный, - говорят, вышли на улицы бастовать против урезанной правящей партией статьи на социальные расходы. Нам теперь трудно понять, возмущаться ли этой цифре или радоваться, ведь в прошлом году на эти цели государство выделило примерно столько же. А если сравнить с 1990 г.? Тогда было 35%. Хотя и раньше финансирование социальной сферы шло по остаточному принципу, но, видимо, больше оставалось...
По сравнению с 1994 г. в новом бюджете на 1995 год социальные статьи в денежном выражении увеличились не больше чем на 20%, тогда как цены за это время выросли почти в 3 раза.
Итак, сколько же перепадает из бюджета каждому из нас?
Примерно две трети семей получают сегодня какое-нибудь из многочисленных пособий (на ребенка, по инвалидности, по беременности и т. д.). Если поделить между ними средства, которые бюджет выделит на эти цели, окажется, что государственная помощь в среднем на семью составит меньше 5 тыс. в месяц.
На образование в 1995 г. предполагается потратить 7,9 трлн. руб. - примерно по 20 тыс. в месяц каждому из 30 млн. детсадовцев, учащихся и студентов. Из этих денег надо не только заплатить стипендии, зарплату учителям и воспитателям, но и построить новые школы, отремонтировать старые и т. п.
На здравоохранение из федерального бюджета будет отпущено 4,2 трлн. - примерно по 2,3 тыс. в месяц на россиянина.
На охрану здоровья каждого, кто будет пользоваться услугами правительственного медицинского центра, в бюджете закладывается по 4 млн. руб. в месяц.
Содержание же центрального государственного управления обойдется налогоплательщикам в 4,2 трлн. (примерно 2% от расходной части бюджета), это примерно столько же, сколько выделено на строительство жилья, детских садов, больниц и т. д. Кстати, в застойные времена на управление хватало 0,7% затрат.
320 млрд. руб. предполагается направить на материальное поощрение работников налоговых служб, средняя зарплата которых сейчас приближается к миллиону. Это почти в два раза больше, чем выделено на все виды детских пособий.
ТАКИМ образом, в среднем каждому россиянину должно достаться из расходной части бюджета по 16 тыс. в месяц. Цифра, прямо скажем, невпечатляющая. (Хотя стоит оговориться, что забота о благе народа по большей части - до 80% - перекладывается теперь на плечи местных бюджетов.)
В советское время, по оценке специалистов, трудящийся получал на руки только 8 - 12 копеек с каждого заработанного им рубля. Остальное уходило в бюджет. Часть из этого государство возвращало в виде бесплатной медицины, образования, жилья и т. п. В среднем выходило, что трудящийся получал назад около 40% от того, что у него изымалось. Больше того, часть из этого он получал в виде адресной помощи, деньгами - льготами и выплатами из общественных фондов потребления (дотации на путевки, на оплату детских садов, причем размер дотаций напрямую зависел от дохода). В 1986 г., например, средняя зарплата составляла 196 руб., и 82 руб. каждый получил через общественные фонды потребления.
Что изменилось сейчас? Специалисты утверждают, что бюджетники, которые составляют треть занятого населения, продолжают получать те же 8 - 12% от заработанного. Однако все бесплатные завоевания уходят в прошлое. И если средняя зарплата в бюджетной сфере составляет сейчас около 200 тыс. руб., то очевидно, что из бюджета им возмещают, дай Бог, 1% заработанного. Так что правительство успешно справляется с поставленной перед собой задачей - выдавить из нас по капле дух иждивенчества.
Несмотря на то что принято решение увеличить размер минимальной зарплаты, это никоим образом не скажется на тарифной сетке бюджетников. Повышения их зарплаты в этом году пока не намечается.
СКОЛЬКО МЫ ДОЛЖНЫ
С ДРУГОЙ стороны, доходная часть бюджета больше чем наполовину формируется за счет различных налогов. А то, с чего эти налоги берутся, заработано нами же, даже несмотря на то, что собственно подоходный налог с физических лиц составляет лишь незначительную часть от общей суммы. Поделив налоги между всеми работающими, получим, что каждый в среднем вносит в бюджет ежемесячно 110 тыс. руб.
Необходимо отметить, что это всего лишь часть тех налогов, которые мы платим. Значительные суммы уходят в местные бюджеты. А уж что они там с ними делают, как говорят, покажет вскрытие.
Таким образом, отдавая в федеральный бюджет ежемесячно 110 тыс., каждый из нас может надеяться на вспомоществование в размере меньше минимальной зарплаты.
Но и это еще не все. Дефицит бюджета уже в проекте составляет 72 трлн. руб., хотя от обсуждения к обсуждению в Думе он все больше растет.
Как собираются его закрывать? За счет иностранных кредитов? Как говорится, хотеть не вредно. Вероятнее всего, штопать дыры придется, изыскивая внутренние резервы, тем или иным образом вытягивая деньги из нас. Если разделить этот дефицит (72 трлн. руб.) на всех россиян (150 млн. чел.), то получится, что с каждого из нас, включая пенсионеров и грудных младенцев, причитается в бюджет по 40 тыс. руб. в месяц.
Короче, куда ни посмотри, мы кругом в долгах перед бюджетом. Хотя по идее должно было бы быть наоборот, так как ст. 7 Конституции провозглашает наше государство "социальным", где все для блага человека.
А пока выходит, что народ должен ломать голову, как прокормить бюджет. Как будто не бюджет это вовсе, а какая-то кассовая ведомость на выплату зарплаты госчиновникам.
Смотрите также:
- Почему рост экономики в России выгоден богатым →
- Бюджетникам повысят зарплату (18.06.2003) →
- Бедные, средние, богатые... →