ПОСЛЕ СКАНДАЛА. Гордеев, Павлова и Большой

   
   

Вячеслав Гордеев 21 год проработал в Большом театре, народный артист СССР. Последний спектакль на сцене Большого станцевал в 1988 г. Покинул театр в 1989 г. Десять лет его партнершей была Надежда Павлова. Их дуэт был одним из самых прочных и перспективных. Недавно Гордеев стал художественным руководителем балета Большого театра.

- Для вас приглашение возглавить балет Большого театра было неожиданностью?

- Когда имеешь свое дело (а у меня это уже 10 лет "Русский балет"), то не думаешь серьезно о другой работе. Но я в Большом проработал двадцать один год, я знаю и люблю его, это для меня - любимый театр мира. Я не сразу согласился, попросил время для раздумья. Васильев с пониманием отнесся к этой просьбе. Ведь от моего решения зависела не только моя судьба, но и судьба стольких людей.

- В 1989 г. вы из Большого ушли тихо: станцевали "Дон Кихота" и случайно узнали, что это ваш последний спектакль.

- Да, так и было. Мне намекнули, что спектаклей больше не будет. Весь следующий сезон я не работал. Шла какая-то борьба, чтобы меня из театра убрать. Мне приписывали несуществующие грехи - что я якобы стал плохо держать партнершу, не соответствую по профессиональным качествам. В итоге решили, что Большой театр может прожить и без Гордеева, что, в общем-то, и произошло. Я не стал выяснять отношений и ушел.

- У вас была мечта вернуться сюда?

- У каждого, кто поработал в Большом, есть мечта вернуться. Большой - это на всю жизнь.

- Вы можете прокомментировать уход Надежды Павловой из труппы?

- Надежда Павлова подала заявление об уходе Владимиру Васильеву еще до моего прихода, но она уже знала, что я буду назначен художественным руководителем балета. Последние несколько лет Павлова поддерживала Григоровича, выступала против Васильева. Я думаю, существуют чисто этические мотивы ее ухода. Правда, последнее время она не всегда была в нужной форме. Видимо, это связано с тем, что она мало танцевала в театре. Заявление, которое она принесла, написано рукой ее мужа. Она только подписалась. Со следующего года у нас все артисты будут на контракте, и если придет Надежда Павлова в хорошей форме, с интересным предложением, мы будем рады видеть, ее в Большом.

- Вам свойственна жалость? На таком посту вас все время будут о чем-то просить...

- У каждого человека есть права и обязанности. Если артист в театре выполняет хорошо свои обязанности, моя обязанность - сделать так, чтобы его права были соблюдены.

- Это означает, что вы только руководите? Или еще и ставите спектакли?

- Я могу ставить спектакли, но в сегодняшней ситуации нужно прежде всего восстановить труппу. Сейчас даже для одного спектакля трудно сформировать два состава исполнителей. У нас каждые два дня идет "Лебединое озеро", и танцуют одни и те же солисты: Г. Степаненко и С. Филин. У меня будет помощник - управляющий балетом, который займется репертуаром, составами артистов. На эту должность приглашен А. Богатырев, в прошлом солист Большого театра.

- Артисты Большого раньше сетовали, что редко выходят на сцену, что им не дают танцевать. А вот сейчас вы говорите о том, что несколько выступлений подряд - это тоже плохо.

- Труднейший вопрос. Когда я работал в Большом, два спектакля в месяц для солиста считалось много. Я думаю, что артист в какой-то месяц обязан станцевать три-четыре спектакля и затем уехать на гастроли. Несправедливо, когда одни все время работают в театре, а другие разъезжают. Нигде в мире такого нет, чтобы артист брал от театра все и почти ничего не давал ему взамен.

Многие артисты, увы, привыкли: Большой театр - это большая кормушка. Придя и сразу получив звание ведущего солиста, они не несут никакой ответственности, никаких обязательств перед театром. Теперь, если артист не занят в репертуаре и получил разрешение от театра, он может поехать на сольные гастроли.

- Проблема оплаты труда в театре остается?

- Я не могу назвать материальное положение артистов ужасным. Мы живем лучше, чем в других театрах страны. Но заработки в зарубежных поездках по-прежнему остаются главной частью дохода.

- Можно ли считать причиной многих бед Большого театра невозможность платить артистам на уровне мировых стандартов?

- Вопрос непростой. В западных театрах оплата не только солистов, но и артистов кордебалета несоизмерима с нашей. Но там и цены на билеты другие. Другой уровень жизни. Другие дотации театрам.

- Вы готовы к конфликтным ситуациям?

- Я понимаю, что в театре всякие ситуации возможны. Думаю, что не все те, кто работает сейчас, останутся в театре. Есть люди, которые отстаивали определенные принципы существования Большого театра. Но ситуация сложилась так, что они оказались несостоятельными. Если они порядочны и следуют своим принципам до конца, по-моему, просто должны подать заявление и уйти.

- А если придет Ю. Григорович с оригинальной творческой идеей? Он сможет воплотить ее на сцене Большого театра?

- Я читал заметку в газете "Известия", где сказано, что Григорович на вопрос о вероятности постановки в Большом отвечает категорическим "нет". И добавляет: "Пусть Большой будет сам по себе". Но я ему хотел бы предложить, чтобы он репетировал свои спектакли. И если у него есть новые идеи, то хотелось бы, чтобы их он осуществил в Большом театре. Это талантливый человек, который много сделал для Большого театра и вообще для искусства балета.

- В чем вы видите перспективы балета Большого театра?

- Конечно, в сохранении и восстановлении классики, балетов Петипа, Горского. И в создании экспериментальных работ, которые зритель сможет увидеть на других сценах или на сцене нашего строящегося филиала.

Беседовала Валентина ФЕДОРОВА

Смотрите также: