АНАТОЛИЙ ИКСАНОВ дебютировал в профессии в 1977г. на должности главного администратора Ленинградского Малого драматического театра. С сезона 2000-2001 гг. - генеральный директор Большого театра.
- МОЖНО ли сегодня попасть в театр за десять рублей?
- Да, есть такие билеты - это самые дешевые места на утренние спектакли. На вечерние представления самый дешевый билет стоит двадцать рублей. Естественно, что места не самые удобные в плане видимости.
- А с Николаем Басковым все в порядке? Что-то его в оперной афише театра не видно.
- С ним - да. Последний конфликт, который, видимо, вы подразумеваете, произошел, когда нам очень настоятельно стали рекомендовать, чтобы мы 7-8 марта провели в Большом театре совместный концерт Баскова с Кабалье... Но мы отказались.
- Рекомендации поступали с политического олимпа?
- Нет, в основном это исходило от его продюсера. Я отвечал вполне конкретно, что Николай Басков как солист Большого театра, исполнитель главных партий в спектаклях "Евгений Онегин", "Моцарт и Сальери" и "Набукко" нас устраивает, но как шоумен - не интересует. Поэтому его шоу-программы могут идти где угодно, только не в стенах Большого. Все это очень не понравилось, и Басков выплеснул все свои обиды, вплоть до того, что, мол, с репертуара сняли "Евгения Онегина". Чушь. Спектакль жив-здоров. Басков сам отказался петь "Набукко", потому что в это время улетел в Испанию репетировать с Кабалье, отказался ехать и на гастроли в Киев. И так далее.
- Вы не устаете опровергать слухи об объединении дирекций Большого театра и Мариинки. В. Гергиев тоже говорит, что сотрудничество возможно, а объединение - полный бред. Так откуда пошли эти разговоры?
- Тема взаимоотношений Большого театра и Мариинки действительно непростая. В последние два года у нас появилась такая форма сотрудничества, как обменные гастроли. Наши двери открыты для Петербурга. Мы там бываем реже, поскольку в этом нет необходимости в силу убыточности таких гастролей. В наших отношениях мне импонирует соревновательность идей. Мы объявили о показе оперы "Борис Годунов" в стенах Святогорского монастыря, рядом с могилой А. С. Пушкина. Мариинцы ответили проектом "Борис Годунов" в крепости города Выборга.
- Являетесь ли вы сторонником силовой культурной политики Михаила Швыдкого?
- Его политика не силовая - конкретная. Я приветствую человека, решающего проблемы реальным действием. Именно этим он отличается от предшественников, тихо-мирно отсидевших свой срок. Конкретен и принимает на себя бремя решений.
- Анатолий Геннадиевич, на Западе большинством театров управляют не художественные руководители, творцы (дирижеры, режиссеры), а менеджеры, хозяйственники. Светит ли Большому подобная перспектива?
- Безусловно. В советские времена театром руководили из кабинетов ЦК КПСС. Оттуда, естественно, в обмен на идеологию, решали все театральные проблемы - жилье, зарплаты, отличающиеся от обычных, звания, путевки, льготы. Сегодня все это приходится зарабатывать самим. При этом всегда следует помнить, что приоритет театра - творчество, и каким бы ни был руководитель, его главная цель - создать условия для творческого процесса.
- Хватает денег, чтобы обеспечить звездные составы гонорарами хотя бы среднеевропейского уровня?
- Конечно, на Паваротти у театра денег нет, но приглашать европейский оперный high level (высокий уровень. - Ред.) мы в состоянии. Тенденция международных составов, безусловно, будет сохраняться, но вопрос, в какой пропорции с остальным? Большой театр как был, так и останется театром русской оперы.
- Дорого ли обошлась Большому "Адриенна Лекуврер", взятая напрокат у театра "Ла Скала"? Красивейшая опера, без всякой политики и психоанализа, мелодрама на все вкусы.
- В два, а то и в три раза дешевле, чем если делать новый спектакль, а удовольствие и артисты, и публика получили не меньшее. Недаром практика переносов и совместных постановок так распространена на Западе. Мы и сами отдаем в аренду наши спектакли: "Бориса Годунова" в нашей версии с декорациями Федоровского ставили в Италии и Японии.
- Большую часть бюджета оперных театров мира составляют спонсорские вливания и пожертвования. У Большого есть внебюджетное финансирование?
- Серьезная проблема. В нашей стране у бизнеса напрочь отбили охоту помогать культуре. Наши отечественные спонсоры - своего рода герои, которые без каких-либо льгот отдают свои живые деньги из чистой прибыли. Перед ними хочется снять шляпу. В этом смысле проще работать с иностранными компаниями, которых в России достаточно. Самое главное в подобных отношениях - прозрачность. Именно отсутствием прозрачности и страдали предыдущие десять лет в Большом.
- Принято ли окончательное решение о ходе реконструкции Большого театра?
- С большим трудом удалось принять единственно правильное решение: поэтапная реконструкция. Основное здание будет закрываться на несколько месяцев каждый год в летний период. Это займет 4 - 4,5 года. К декабрю этого года наконец будет введена в действие новая сцена.
В отличие, скажем, от лондонского "Ковент-Гарден" мы не сможем пристраивать новые помещения по бокам или сзади. Единственный выход - углубляться. Один из вариантов был - на 20 метров, но оказалось, что глубже восьми - нельзя.
- В любом оперном театре мира есть клака - купленные люди, которые кричат "браво" определенным артистам и получают за это мзду. С такими "проплаченными фанатами" нужно бороться?
- Клаку можно сократить, но уничтожить вовсе - невозможно, это исконное свойство театра, во всяком случае в нашей стране. Нажимать на артистов, пытаясь таким образом через них урезонить их поклонников, - не метод, поскольку это вопрос личной профессиональной этики. Работать с этим особым контингентом очень сложно - это ежевечерние завсегдатаи, весьма разбирающиеся люди, знающие всю подноготную театра. Самое неприятное, когда они начинают "дружить против кого-то", "захлопывать" своих жертв. Столько жалоб от иностранцев, которые не привыкли к базарному ору в театре!
- А вам не обидно, что после нескольких шумно обставленных посещений Путиным Мариинки и его встреч с В. Гергиевым в народе сложилась легенда, будто президент больше любит Мариинский театр?
- Президент такой огромной страны, как Россия, в высшей степени занятой человек, и я не считаю правильным отвлекать его проблемами отдельного театра, даже если это Большой театр. Что касается посещений того или иного театра, то редкими часами отдыха президент вправе распоряжаться по своему усмотрению.