В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ. "Чирей лопнул"

   
   

В конце недели, 1 июля, в жизни политической элиты России должна завершиться почти детективная история. Парламентский кризис, возникший в связи с угрозой отставки правительства Черномырдина, по- видимому, завершится либо кончиной Думы, либо жертвами в правительстве, которые выполняют роль заложников. С просьбой проанализировать возможное развитие ситуации на этой неделе мы обратились к непосредственным участникам интриги.

БЕЗ ДРАЧКИ И СВАДЬБА - ПОЛСВАДЬБЫ

Михаил ПОЛТОРАНИН, председатель Комитета Госдумы РФ по информационной политике и связи:

- Мелькают на телеэкранах лица российских политиков: интервью, заявления, обращения. Тема - правительственно-парламентская сшибка, тон - трагичный. Одни - подмосковный губернатор со товарищи - призывают народ сплотиться в такой тревожный момент вокруг боевого ядра пока еще не правящей партии во главе с верным ленинцем-ельцинцем товарищем В.С. Черномырдиным. Другие - тоже верные идеям номенклатурных реформ - пытаются отрешить Президента России от власти и раздавить его окружение. Короче - в Москве очередное политическое землетрясение.

Хотя и решение Думы о недоверии кабинету министров, и ответный демарш правительства - события для демократической системы более чем ординарные. И даже стимулирующие прогресс во взаимоотношениях властей. Не зря же и сейчас еще во многих районах сельская свадьба считается за полсвадьбы, если не завершилась небольшой потасовкой. Выпустив в драчке накопившуюся друг на друга злость, соседи сбегаются поутру для замирения с поллитровками - и расходятся потом с чистой душой, готовые к совместным трудам. А в московских коридорах власти те же нравы, что и в N-ском уезде.

НЕДОВОЛЬСТВО друг другом - правительства парламентом, а парламента - правительством и Президентом - росло из месяца в месяц. Я это наблюдал изнутри в течение полутора лет. Часть депутатов с замашками членов всевластного хасбулатовского Верховного Совета России начинает пленарные заседания с ритуального предложения: "А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!" То есть вызвать на экзекуцию каких-то министров, или поручить руководителям телекомпаний, сдвинув программы, вести прямую трансляцию заседаний Госдумы, или передвинуть границы России с Китаем... И все это вразрез с нормами Конституции РФ.

Члены правительства и чиновники департаментов тоже болеют правовым нигилизмом. Принятый Думой Федеральный закон "О федеральном бюджете" для них ничто - могут по своему усмотрению деньги дать отраслям, а могут не дать. Решения парламента об урегулировании межнациональных и иных кризисов - опять мимо ушей. Даже с заключениями на законопроекты Думы, которые по Конституции правительство должно давать в определенные сроки, оно постоянно тянет волынку.

А Президент России? Мне кажется, он все еще упивается значительностью своего положения, полученного в декабре 93-го нашей новой Конституцией. В иных вето, наложенных Б.Н. Ельциным на законы, нет никакого другого смысла, кроме тривиального каприза всевластия. Среди многих должностных обязанностей Президента, прописанных в Конституции, есть одна трудная и очень важная (статья 80): он "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Можно ли считать обеспечением согласованности дежурные встречи Президента с Иваном Рыбкиным и Владимиром Шумейко? С большой натяжкой. Будь эта работа постоянной, с вовлечением в диалог многих представителей различных ветвей власти, не обострялись бы в таких масштабах проблемы в стране, не разрасталась бы до глубокой пропасти трещина во взаимоотношениях парламента и правительства.

Так что нарыв созревал не по вине какой-то одной структуры власти. Чирей лопнул - кому станет легче? Всем, независимо от финала в споре правительства с Думой. Политическая встряска заставила многих протереть глаза, и мы увидели, что еще не умеем жить по новой Конституции, в демократическом режиме разделения властей. Мы поняли, что мало только говорить об общественном согласии - нужно и работать в атмосфере согласия, а значит, быть аккуратнее на поворотах и Президенту с его администрацией, и членам правительства, и депутатам.

Эта неделя будет неделей шагов навстречу. Президент публично погрозил кулаком Думе, хорошо понимая, что распустить ее - значит стать тенью Виктора Черномырдина. А есть шанс оседлать ситуацию, используя миротворческие приемы. Уязвленный пощечиной Думы премьер, видимо, в импульсивном порыве поддался советам своих интриганов-юристов и предъявил парламенту ультиматум. Хотя Дума предоставила ему счастливый случай почистить правительство, освободившись от одиозных фигур и политического балласта. По-моему, Виктор Степанович пришел к пониманию того, что нет худа без добра. И что разгон Думы вызовет голодные, антиправительственные бунты в России, которые Ельцин будет тушить, жертвуя Черномырдиным.

У развития событий может быть несколько направлений. Скорее всего, власти выйдут из тупика с одним победителем - Б.Н. Ельциным. После консультаций с фракциями Президент и премьер пойдут на ряд кадровых замен. И это будет уже не тот состав правительства, которому выражали недоверие. Тогда Б.Н. Ельцин может порекомендовать В.С. Черномырдину отозвать свой ультиматум из Думы. А при повторном голосовании за недоверие правительству удовлетворенная кадровыми уступками Дума уже не наберет нужного числа голосов.

Возможны и другие, более изощренные ходы. Российская политика непредсказуема.

ПАВЛИКА НЕ ТРОНУТ

Аркадий МУРАШЕВ, член политсовета движения "Выбор России":

- События будут развиваться по такому сценарию. 1 июля Дума проголосует за доверие правительству. А те депутаты, которые полторы недели назад голосовали за недоверие, со спокойной душой проголосуют за доверие. Их это отнюдь не смущает. Я думаю, что правительство соберет необходимые 250 голосов в свою пользу. Как это будет выглядеть по фракциям? Из этих голосов - 50 выбороссов и 50 от Жириновского. Именно от ЛДПР в основном будут те депутаты, которые повернут на 180 и проголосуют "за".

Такое поведение вполне объяснимо. Зачем им распускаться? Их едва ли устроит перспектива лишения депутатских полномочий, в том числе бесплатных поездок, помощников, офисов, неплохих зарплат, автомобилей. Намного лучше идти на выборы, имея все это. И в этом смысле никакой принципиальности со стороны ЛДПР я не предвижу. Другое дело - коммунисты. Для них это правительство считается оккупационным. Они, вероятно, будут голосовать против него. Или Г. Явлинский. Он тоже непримиримый. Все остальные совершенно спокойно проголосуют за доверие. Это еще 6 небольших фракций, в среднем по 25 человек каждая.

Можно предположить, что для того, чтобы сохранить какие-то приличия, Б. Ельцин воспользуется удобным предлогом после кошмара в Буденновске и выгонит кого-то из силовых министров. Вероятно, это будут Степашин и Ерин. Степашин наиболее социально чужд Борису Николаевичу. А Ерин наиболее провинившийся. Павлика трогать не будет. Наверное.

Смотрите также: