ГОСТЬ нашей редакции - известный ученый, политолог, автор интересных политических прогнозов, директор Института Прокризисных Исследований Вахтанг ЧКУАСЕЛИ. Он провел пресс-конференцию, после чего ответил на вопросы корреспондента "АиФ".
- Вахтанг Отарович, что же все-таки произошло в Госдуме? Можно ли рассматривать этот раскол депутатского корпуса на "большевиков" и "меньшевиков" и демонстративный исход последних из зала заседаний как кризис? На этом термине настаивают многие наблюдатели, хотя Владимир Путин, как известно, наличие парламентского кризиса отрицает.
- Думаю, что Путин прав. Никакого кризиса не было. Был ординарный скандал, завершившийся попыткой меньшинства шантажировать большинство Госдумы и того же Путина. Он, однако, выстоял и, по сути, вынудил своих политических оппонентов дать сигнал к отступлению. Именно в этом смысл недавних встреч и. о. главы государства с лидерами "диссидентских" фракций.
- То есть "мятежники" смиренно вернутся в зал?
- А куда им деваться? Проигравшим надо ведь как-то сохранить лицо. И перед российской публикой, и перед Западом. Недаром Е. Примаков и Г. Явлинский только что удостоились аудиенции у посетившей Москву госсекретаря США г-жи Олбрайт. Замечу, что в ее правилах, приезжая в Россию, искать контакты именно с лидерами недовольных. Так что теперь им хочешь не хочешь надо проявлять активность. Предвижу напор со стороны фракций ОВР, "Яблока" и СПС по законопроектам об отмене депутатских льгот, о Чечне, о ратификации СНВ-
2. Резкий напор - вплоть до новых скандалов и даже попыток сорвать заседания.
- Неужели вы - против отмены льгот и за сохранение депутатской неприкосновенности?
- Что вы, конечно нет! Я всего-навсего против скандалов. Мне ведь известно, какие огромные средства идут на содержание думского аппарата, на телефонные переговоры, транспорт, заграничные поездки, медицинское обслуживание... Будь моя воля - народные избранники изначально не получили бы никаких льгот.
- Льготы льготами, но давайте вернемся к скандалу в Думе.
- Лучше о сюрпризах, которые успела преподнести нам нижняя палата в новом году. Главный из них - сплочение по меньшей мере двух третей депутатского корпуса вокруг правительства. Можно долго спорить о том, желателен или нет союз сторонников Путина с КПРФ и что лежит в основе этого союза - стратегия или тактика, идеология или политика. Главное здесь в том, что у правительства - впервые в новейшей истории России - оказались развязаны руки, и оно получило некоторую свободу действий как внутри страны, так и на международной арене. А тем самым объективно окрепли позиции Российского государства.
- Есть и другие сюрпризы?
- Есть. Опять же впервые проведена успешная кампания по нейтрализации крупной политической фигуры, которую Кремль был склонен рассматривать как соперника. Я имею в виду Евгения Примакова. Замахиваясь - еще до парламентских выборов - на президентство, Примаков должен был понимать: ситуация изменилась! Разве молчаливое согласие общества на его отставку с поста премьер-министра не было достаточно грозным симптомом?
- В ваших оценках проскальзывает некоторое злорадство. И потом: так ли уж хорош этот преподнесенный Думой "сюрприз"? И велика польза России от того, что власть развивает у себя навык устранять с пути неугодных?
- Упаси меня Бог злорадствовать! Напротив - сам вид вчерашнего фаворита президентской гонки наводит только на грустные мысли. Приятного в этом мало. Что же до самих думских "сюрпризов", то я вовсе не утверждал, что все они - к лучшему. Я другое сказал: они свидетельствуют о нашем политическом повзрослении.