Публикуем выступление Александра СОЛЖЕНИЦЫНА на Всероссийском земском съезде учителей.
110 лет тому назад, и 100 лет назад, и 90 лет назад - весь чеховский период - происходил в России напряженный общественный спор, у Чехова много раз отраженный, так называемый спор о "теории малых дел". Это название дано иронически революционными демократами, противниками тогда интеллигенции трудолюбивой, прямо связанной с делом. Из кого состояла эта интеллигенция? Из земских учителей, из земских врачей, из агрономов, которые создавали агрономические пункты высокого класса, и из кооператоров - многочисленных и многообразных кооператоров, оживлявших всю народную жизнь. Революционные демократы укоряли их: это все ничтожно мелкие дела, вы предаете интересы народа, а интересы народа в том, чтобы перевернуть власть, перевернуть все в стране радикально, и тогда все станет само собой на места. Трата времени и сил - заниматься конкретными делами, думать о конкретных людях, надо сразу спасать всю страну и все человечество. И революционные демократы победили. Своего добились, и революция произошла. И тогда самый левый край революционных демократов - большевики - с остервенением и наслаждением стали уничтожать земство до корня, земские школы - до корня, земские больницы - прочь. Также все агрономические пункты и особенно кооперацию, потому что в кооперации они видели себе соперников, своему уже грядущему колхозно-принудительному образу жизни. Так они всего добились, и вот теперь через 100 лет мы с вами у разбитого корыта. Мы начинаем опять все с начала, спустя 90, 100, 110 лет - спасибо.
БЛИЖАЙШИЕ ТРУДНОСТИ РОССИЙСКОГО ЗЕМСТВА
ОДНАКО и сегодня нам грозят сходные опасности, наши уши и глаза залепливают политикой и политическими расчетами, иногда радикальными, иногда нерадикальными. Вот о тех же выборах, о которых мы даже с этой трибуны слышим, - ирония. Выборы, к которым три четверти народа даже не приглашаются. Какие это выборы, до каких пор мы будем о них слышать? Государственная Дума за полтора года существования, а учитывая летний период - уже почти что считай за два, до сих пор не выпустила в свет закона о самоуправлении, народном самоуправлении. Чем это можно объяснить? Или полной небрежностью к народным интересам, или корыстью, расчетом, потому что эти политические функционеры понимают, что в земстве, в народном самоуправлении, они получат очень сильных конкурентов, и тогда - куда они сами годятся?
Сегодня бесконечно трудно нам с вами поверить, что вот, не поддержанные никем, не поддержанные ни властью, ни финансами, ни проясненным движением масс, мы можем плодотворными медленными, тихими усилиями, как пчелы отстраивают соты, ячея за ячеей, отстраивать благо народной жизни. А между тем только так оно и может произойти. Только снизу и только терпеливыми усилиями. И так оно и должно быть, и нужно, чтобы шло. Очень характерно, что этот съезд - действительно, с гордостью и радостью читаешь такой заголовок - Всероссийский земский съезд учителей, - он собран тоже усилиями снизу, собран усилиями отдельных людей и групп людей, а не правительством. Правительство не нуждается в учительском съезде, какое там образование? - никто не помнит об образовании.
Кроме того, что не создана первая основа для земства - закона о самоуправлении нет, нет и второй основы - региональных бюджетов. Здесь сегодня говорили: не дай Бог допустить, чтобы ПТУ ушли на региональные бюджеты. Не было бы в том никакой беды, если бы сами регионы были защищены от центра. Ведь уже сколько лет говорится: ну и разделите же наконец, что ваше и что наше, чтобы регионы знали свои деньги. Нет, нет, принесите все на тарелочке, отдайте, - а потом приходите, на колени становитесь и просите, мы вам что-нибудь дадим. Да при таком порядке, конечно, регионам отдать учебные заведения полностью нельзя. Но если регионы будут твердо знать, что их, и каждая местность будет знать свой бюджет, ничего страшного нет в децентрализации. Ничего страшного, наоборот, надо отдавать. Народное самоуправление будет расти только и только снизу, и не ждите никаких благ, которые посыпятся сверху: вот в том, что эти два закона не приняты, мы видим не просто неотзывчивость сегодняшней политической системы, неотзывчивость к народным нуждам, но, я бы сказал, глубокую порочность ее.
Возникает вопрос, а реально ли мы сегодня говорим: "создать земскую школу", когда нет еще земства? Во многих вопросах сегодня так, не знаешь, с какого конца начать, не знаешь, как правильно. Да, казалось бы, сперва бы земство создать, но нам его не дают создать, - а лишь потом земскую школу. Однако в разных районах пойдет по-разному, по стечению обстоятельств той местности, и где можно создать земскую школу раньше формального земства, надо ее создавать. А в другом месте создастся сперва земство.
ВОЗМОЖНОСТИ ЗЕМСКОЙ ШКОЛЫ
В 1914 г. в России было 40 тыс. земских школ, только земских, это не считая церковно-приходских, народных училищ, городских училищ, гимназий, реальных училищ, а сегодня 67 тыс. всего, всех школ. Не намного мы шагнули за столетие, если вообще шагнули.
В прежнем земстве, однако, в земской школе прежней, все-таки централизация образования была крепкая тогда - было такое соотношение: учебная база создавалась земством и подбор учителей, содержание учителей, а программы все - министерством народного просвещения. Правильно ли это? Вообще я считаю, что да, в принципе, государство наше, большая Россия, должна иметь твердую вертикаль правительственную. Но менее всего, пожалуй, в образовании, не настолько. Нужно сочетать теперь в земской школе, разумно сочетать общероссийские требования и требования местные. И в этой связи действительно органы народного образования должны изменить свое направление и, может быть, подчинение. Собственно говоря, районо как исключительно директивный орган, спускающий всем школам инструкции, может быть, и не нужно, а надо, чтобы районо естественно сливалось с земским творчеством так же, как сами земские учителя сливаются с общественным движением у себя в районе и в своем окружении.
ВНЕПОЛИТИЧНОСТЬ И ВНЕПАРТИЙНОСТЬ ЗЕМСТВ
МЫ все повторяем и говорим, и сегодня об этом напоминалось, что земство должно быть: внеполитичным, внепартийным и вненациональным. Совершенно верно, именно так. Однако не скроем от себя, что дореволюционное земство на первом, например, пункте не устояло. Дореволюционное земство, главным образом через свой "третий элемент", то есть наемных служащих, куда шли и сосланные по областям так называемые "политические неблагонадежные", земство начало тянуть в политику тоже. И в 1914-1916 гг. это губительно сказалось на России. Земгор, то есть объединение всех земств, стал во время войны активно служить революции тоже. Сходная опасность есть и теперь. Вот сегодня у нас земство еще не начато, можно сказать, постройкой, и сегодня к нам никто не идет. Но начни земство успевать, начни земство реальные дела делать - эти политические функционеры хлынут сюда, чтобы ополчить его, исказить, возглавить и направить. Эта опасность есть.
О РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ТЕПЕРЬ относительно вненациональности земства. Да, конечно, народное самоуправление в данной местности должно быть вненациональным. Никаких различий между нациями не должно быть. В земство входит все население данной местности. А как же быть в этом случае со школой? Какая должна быть школа? Сегодня в программе нашего съезда стоит вопрос о школе русской национальной. Во всех бывших республиках СССР и во всех автономиях превосходно и давно существуют школы национальные. Создают национальные школы эстонцы, чуваши, татары, узбеки, казахи, ни перед кем не оправдываясь - и справедливо, и они правы, и очень хорошо. Но если только русский скажет "русская национальная школа" - поднимается страшный шум, опасность чуть ли не фашизма. Почему, почему русский народ, единственный из народов СССР, лишен права и на самоопределение, и на воссоединение, почему? Если всем можно, почему нам нельзя? Это просто глупо и смешно, стыдиться здесь нечего. Надо различать слова "российский" и "русский" и никогда их не путать. Российское у нас - государство, многонациональное и многоверное. Российские у нас все органы правительственные, государственные, - это все российское. Но культура, простите, у нас русская, и никак культуру российской сделать нельзя, это бессмыслица. И не может быть вообще интернациональной культуры, ибо каждый народ растет во всечеловечество, словами Достоевского, только из своей культуры. Интернациональная - это бессмыслица, потому что "интер" - это "между", между нациями, никакой нации, вообще никакой. И нас забили этим интернационализмом, нам дышать не дают, не дай Бог сказать "русское национальное". Да, должна школа расти из русской культуры, из русской традиции, из русской истории, из родного языка, из краеведения, которое у нас затоптано с ненавистью, - из этого всего может вырасти только русская национальная школа. Это не значит, что в эту школу в данной местности не будут принимать этнически нерусских, - да пожалуйста. Пожалуйста, приходите и учитесь на здоровье. Да я, например, в Казахстане преподавал не-сколько лет, так там были "русские" классы и "казахские". Но вся казахская элита, и все ссыльные немцы, и все корейцы, и кого там ни было - все отдавали в русский класс. Так что это не этнический отбор, нет, это выбор культуры, и каждый имеет право себе выбрать.
ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИИ
ОДНАКО здесь, и уже касались справедливо, нельзя, чтобы не встал вопрос о преподавании религии. Будет она преподаваться или нет? и - какая религия? Что нравственная ориентация в школе должна быть - в этом нет сомнения. Напомню, более того, что по пакту ООН о правах человека, цитирую: "Родители имеют право давать детям религиозное воспитание". Отказать в этом нельзя. И можно ожидать, что в русской национальной школе - ну не повально, конечно, вовсе не повально в наш атеистический век, но многие родители захотят, чтобы их дети изучали православие. И оно должно быть внесено в расписание. И вот как тут быть? Именно по атеистичности нашего века, а в некоторых местах, в некоторых регионах по разноплеменности и разноверию, делать обязательным обучение православию нельзя. Но можно сделать факультативным отказ от него. Кто хочет отказаться по каким-то соображениям - откажись. А в каких местностях могут, имеют реальную возможность создать и преподавание другой религии - пожалуйста.
НАШЕ НЕКУЛЬТУРНОЕ БУДУЩЕЕ
130 лет назад, в 1867 году, уже тогда должен был Ушинский напечатать статью "О необходимости сделать русские школы русскими". Уже тогда, 130 лет назад, стоял этот вопрос. А сегодня, когда русский народ в глубоком духовном упадке, русская школа, конечно, может быть и должна быть опорой нашей в национальном возрождении. Воспитание ли духовное, воспитание ли умственное, воспитание эстетическое должно вестись на национальной основе. Конечно, без шовинизма и без ксенофобии. В том-то и трудность, в том-то и искусство, а это можно - чтобы дети наши, усваивая русские культурные и исторические корни, с какого-то возраста, или даже последовательно все время учились взаимодействию с другими культурами и взаимообщению с ними. Это и есть тот самый лозунг Достоевского о всечеловечности русского народа. Если мы не создадим русской национальной школы, то и будущая интеллигенция, как интеллигенция сегодняшняя, не будет связана с русскими национальными традициями. Или иначе: если над Россией грянет военная гроза, а она еще какая грянет в XXI веке, так неужели народ пойдет воевать за права коммерческой рекламы и банков?
Вот большевики носились с интернационализмом, а как началась война с Германией, интернационализм спрятали, абсолютно начисто, и сразу - Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, святыни русские! - и победили только на этом, никакого интернационализма, заткнулся он. А когда уже победили - тогда, наоборот, русское национальное пригасили, а интернационализм вытащили снова. И мировую революцию.
Я уже долго соприкасаюсь - сравнительно долго - с земским движением и ощущаю веру в него и надежду на него. Я уверен, что все плодотворное не сверху свалится нам, но зависит от нас самих.
Москва, 26 июня 1995 г.
Российское земское движение (РЗД) самодеятельно возникло и зарегистрировано в ноябре 1993 г. Его задача - активно включать широкие слои народа в государственное строительство, содействовать построению местного самоуправления. За минувшие полтора года РЗД открыло отделения в нескольких регионах страны, регулярно издает журнал "Земский вестник", дважды собирало общие съезды РЗД, а также совещания по частным вопросам: в этом году в апреле - Совещание садоводов и огородников, в июне - Всероссийский земский съезд учителей (последний такой собирался в России в 1911 г.). Земское движение ратует за построение земской школы, чье устройство, учебные программы и деятельность определялись бы сочетанием усилий и государства и местного народного самоуправления.
Смотрите также:
- Вырождение России: кто виноват и что делать (06.04.2006) →
- Александр Солженицын: "Наш дух сильнее гнетущего бытия" →
- АНАЛИЗ. Патриот России - кто он? →