У СОЛИДНЫХ ТУРФИРМ ПРИБЫЛЬ - ЗА СЧЕТ ОБОРОТА, А У НЕСОЛИДНЫХ - ЗА СЧЕТ ДОРОГОВИЗНЫ. Туризм - опасный бизнес

   
   

Сегодня поехать в отпуск за границу - такая же "примета времени", как отсутствие очередей за вареной колбасой. Правда, туристическая подвижность (есть такой термин) в России составляет всего 2%, в то время как в Венгрии - 115%. Это значит, что многие венгры за год пускаются в зарубежное путешествие не один раз. В США - 25%. Страна огромна, очень развит "внутренний" туризм.

ПОХОЖЕ, ни один из видов бизнеса в нашей стране не может существовать без криминального душка вокруг. Истории в турбизнесе - особые.

Супруги К. с десятилетней дочкой в весенние школьные каникулы отправились смотреть Арабские Эмираты. В фирме "Данко" купили тур. Недешевый, между прочим. Отдали 1900 долларов США. Все было замечательно, но в день отъезда представитель арабской турфирмы в Дубае отобрал у них паспорта и воспрепятствовал выезду семьи домой. Мотивировка была такова: поскольку российская сторона не перечислила до сих пор деньги за ваш отдых, вы остаетесь в заложниках.

Надо заметить, что супруги К. не единственные, кто пострадал таким образом, еще две туристки за собственную валюту испытали острые ощущения в качестве заложниц непорядочности турагентства.

Московская фирма "Атлас-тур" во всех рекламных статьях о себе именовалась "признанным лидером туристической деятельности". Благодаря развесистой рекламной кампании фирма собрала сто тысяч долларов. Сто человек обещала она отправить в круиз по Средиземноморью в декабре. Потом - в январе. Потом феврале - марте, апреле... В настоящее время Госкомитет по туризму пытается помочь клиентам "Атлас-тура".

Когда терпение клиентов лопнуло и они запросили деньги назад, выяснилось, что денег нет. Все они ушли на рекламу. Но это тоже оказалось вранье. Газета "Курьер-тур", отдавшая однажды "Атлас-туру" под рекламу практически всю первую полосу, - тоже в числе обманутых. За рекламу не заплачено. Мало того, выяснилось, что у фирмы нет даже лицензии на право заниматься туристическим делом. Фирма меняла адреса и явки. Клиенты, люди неглупые и небедные, все-таки ее находили. Но... деньги свои они так и не получили. Бывает и так, что фирма берет деньги за путевки, но под разными предлогами долго тянет с их выдачей. А через некоторое время возвращает деньги с извинениями, как- то мотивируя невыполнение своих обязательств.

Положив деньги в банк, даже на короткий срок, можно получить весьма солидную прибыль, чем некоторые турфирмы и занимаются. Операция проста и потому пользуется популярностью во многих сферах отечественного предпринимательства.

Но в Комитет по туризму идут потоком люди, заплатившие деньги за путевки в санатории, дома отдыха, но так и не получившие ничего, кроме ночевки в частном секторе за дополнительную плату. Фирмы собирают куш и растворяются.

КАК НЕ ОКАЗАТЬСЯ В РУКАХ МОШЕННИКОВ?

ПЕРВО-НАПЕРВО поинтересуйтесь, имеется ли лицензия у данной фирмы на право работать в сфере туризма. И второе - ознакомьтесь внимательно с тем договором, который вы будете подписывать. Бывает, что фирма просто продает путевки, внешне напоминающие бумажку с бледной печатью. Если вам этого достаточно, то потом нечего бегать по судам и что-то доказывать. Вы заплатили за бумажку с печатью. В настоящем агентстве с вами составят договор, где будут вписаны все обещания и заверения фирмы, а также условия компенсации на непредвиденный случай. Например, фирма "Академсервис" обещает вернуть клиенту 150% стоимости тура в случае, если отдых не будет соответствовать условиям договора.

Правда, по опыту работников Госкомитета по туризму, договоры составляются сплошь безграмотно, что позволяет не только фирме обмануть клиента, но и, наоборот, клиенту обобрать фирму. Есть люди, которые пользуются этим регулярно. Едут отдыхать по путевке, возвращаются и бегут в суд - возвращать деньги за поездку плюс компенсацию за моральный ущерб. Причина - мелкие детали, не соответствовавшие условиям договора, составленного непродуманно. Конкуренция в сфере турбизнеса набирает обороты. В том же Госкомитете по туризму сообщили, что имеются факты подкупа журналистов для того, чтобы в журнале или газете появилась статья, дискредитирующая фирму-конкурента. Однако конкретных фактов, к сожалению, не привели, сославшись на их труднодоказуемость.

Случается, в составе тургруппы отправляются засланные конкурентами фирмы "казачки" с целью создать в поездке настроение недовольства, атмосферу скандала. Методика эта, широко отработанная на Западе, у нас тоже приживается.

Повод для недовольства найти можно всегда. Из-за нашей хронической неорганизованности вместо обещанной гостиницы предоставляется другая, необязательно хуже. Может быть, и лучше. Но это тоже нарушение договора!

Был случай, когда одна германская фирма выставила "Балкантуристу" миллионный счет. Согласно сервису четырехзвездочного отеля, лифт в нем должен ходить со скоростью 17 метров в секунду, а у болгар он ехал 15 метров. Гостиница была разорена. Но жестокая правда была на стороне немцев.

Кстати, конкуренция, в процессе которой выживают сильнейшие и крупнейшие фирмы, - процесс благой.

Например, в популярную ныне Анталью можно поехать и за 600 долларов, и за 235. Разница не столько из-за качества предлагаемых услуг, сколько из-за того, что дешевые путевки предлагает крупнейшая турецкая фирма, а дорогие - наша, перекупившая путевки через третьи руки.

Чем крупнее фирма, чем больше у нее клиентов, тем большие скидки может она получить на все виды услуг в гостиницах, кемпингах, ресторанах, на транспорте. Солидные фирмы прибыль добывают за счет оборота, массы, а несолидные - за счет дороговизны.

В начале лета произошло первое заказное убийство в сфере туристического бизнеса. В собственном офисе расстрелян президент агентства "Спектрум-интур" сорокалетний В. Конколь. Следствие идет, но обвинения пока никому не предъявлены.

Лицензия на право деятельности, однако, все равно не гарантирует наличие порядочности у фирмы. Нужно всего лишь подать заявление, внести налог в размере 50 минимальных окладов - и получай право работать в туризме три года.

Так что главный способ не нарваться на мошенников - ваша интуиция. Задавайте вопросы, чем больше, тем лучше. Чем кормят в гостинице, сколько метров до пляжа, какая мебель и удобства в номере, есть ли в гостинице такие-то и такие услуги и сколько они стоят? Порядочная фирма не удивится вашей дотошности, наоборот - с удовольствием обо всем расскажет. Это только жулики понятия не имеют, чем торгуют.

Смотрите также: