"НАТО использует слабость России в своих интересах", "ее голос в бывшей Югославии из громоподобных раскатов превратился в бормотание" - так оценивают сами западные эксперты нынешнюю ситуацию. Да, как это ни прискорбно звучит, к проигрышу Россией чеченской кампании теперь добавилось и поражение на Балканах. Политическое, моральное и экономическое.
ЕСТЬ такое выражение: "задушить в объятиях". Именно с этого западная дипломатия начала свою партию. Сначала России дали посидеть на приставном стульчике рядом с главами семи ведущих стран, потом устроили пышные празднества в Берлине по поводу вывода российских войск из Германии, затем пригласили нас в качестве партнера в НАТО (невольно вспоминается Леня Голубков из "МММ", его гордое "мы не халявщики, мы партнеры"). И вот уже Россия своим авторитетом сдерживает сербов, признает независимость Боснии и Герцеговины, поддерживает санкции ООН против Югославии. Кстати, ущерб от свертывания торговли с этой страной оценивается в 7 млрд. долл. в год.
Когда же натовские войска начали утюжить боснийских сербов, Россию даже не поставили в известность. А на грозное бормотание Москвы ни "друг" Гельмут, ни "друг" Билл никак не отреагировали. Оно и понятно: время объятий и поцелуев прошло, настала пора серьезных дел. Ведь нужно так умиротворить враждующие балканские народы, чтобы они остались в сфере влияния Запада. А Россия здесь уже лишняя.
Возможно, кому-то такие оценки покажутся слишком резкими, конфронтационными. Но как можно оценить воздушные бомбардировки, удары крылатых ракет по густонаселенным районам? Кто давал право группе политиков и генералов лишать людей жилища, земли, убивать их? И это происходит уже не на Гренаде, не в иракской пустыне, а в центре Европы. Тем самым создан опасный прецедент решения проблемы через войну.
Я уже не говорю о двойном стандарте в оценке жертв в Чечне и в Боснии. Если в первом случае о них много говорилось, то во втором их просто не замечают. И еще одно сопоставление. В отличие от Чечни бомбардировки боснийских сербов и наступление на них мусульмано-хорватских войск продолжались до тех пор, пока те не согласились на переговоры по сценарию НАТО.
Как же наши политики собираются решать проблему? В. Жириновский предлагает российскому контингенту выехать в зону конфликта и встать на сторону сербов. Г. Зюганов считает, что наши войска должны не просто стоять, а участвовать в защите тех, кто исторически всегда выступал на нашей стороне. В. Илюхин раскрывает замыслы создания исламского пояса, который должен пролечь от Адриатики до Великой Китайской стены с включением Кавказа и среднеазиатских республик. С. Шахрай ратует за политическое решение проблемы, "но без территориального размежевания на основе этнических и конфессиональных особенностей".
Заместитель министра иностранных дел Н. Афанасьевский тоже за мирные переговоры. Он сообщил "АиФ", что сейчас "шансы добиться политического урегулирования весьма высоки". По его словам, Россия, осудив авиаудары, продолжает активно работать в Контактной группе.
Конечно, в нынешней ситуации кое-кто, наверное, поддержал бы активное военное участие России в конфликте. Вот если бы только найти умелого военачальника (а ведь его и для Чечни не сыскали), матерей, согласных отправить своих сыновей на чужбину, да еще начисто забыть, что именно из-за Балкан Россия когда-то ввязалась в первую мировую войну, унесшую миллионы жизней.
Тогда остаются переговоры. Но их тоже можно вести по-разному. Ученые говорят: отрицательный результат - это тоже результат. Если с этих позиций рассматривать поражение России на Балканах, то настала пора менять внешнюю политику. Не министра иностранных дел, как это многие предлагают, а именно курс. Вспомним, сколько времени наши правители ждали "чуда": экономической помощи, кредитов, инвестиций с Запада... "Золотой дождь" так и не пролился. Все что-то мешает: наша нестабильность, бедность, высокая преступность. Теперь отрезвление произошло и в сфере политики. Может быть, достаточно?