В чьей собственности должна быть земля - у частника-крестьянина или у государства? Ответ на этот вопрос, кажется, уже давно ясен. Но подход к его решению может быть самым неожиданным. Сегодня мы публикуем мнения тех кандидатов в Думу, которые считают, что знают, как нам обустроить Россию. Заодно они высказываются и друг о друге.
Ю. Черниченко: Лапшин делает все, чтобы бедных было больше
БЕЗУМНАЯ МУЖСКАЯ ЛЮБОВЬ
КОГДА я с Лапшиным общался довольно плотно, то всегда вспоминал смешное пресловие: "Туляки - они с виду дураки, а так ребята хитрые". Когда я узнал, что он окончил МГИМО (а это означает не только знание иностранного языка, но и то, что он состоял на учете в "органах"), я понял, что пословица про туляков более чем точна. Это не простяга Стародубцев, который кричит: "Разорили! Разрушили! Превратили Россию в Замбию!"
Лапшин смышленее. Это подобранный кадр с витрины социализма: когда разрешено было носить модный пиджак, танцевать твист, отмачивать забавные английские речения.
Когда-то Нагульнов учил английский. Хотел делать мировую революцию. Но потом этот массовый Нагульнов стал обучаться не кустарным образом, а начал штамповаться в МГИМО. Их внутренняя суть - принуждение: "Не отдам! Не пущу! Не позволю!" Правда, язык уже другой, уже нет ордена Красного Знамени, эпилепсии тоже нет, речь стала мягче. Эта уже та мало-мальски обученная среда председательского корпуса, выходцы из которой не будут на улицах вопить: "Пропал самый передовой в мире колхозный строй!" Он может и калякать грамотно, и выступать где-то, и аргументы выслушивать.
Не было человека, который года с 1988-го жарче и страстнее любил меня, чем Михаил Иванович. В этом было даже что-то превышающее обычную мужскую симпатию. Просто какая-то патологическая страсть! О таком отношении говорят "безумно любил". За что? За то, что я говорил: "Председатель колхоза - это одновременно и раб райкома, и хозяин, и надсмотрщик, и погоняла своих работников. Он и заботник о человеке, и вместе с тем командир над ним".
У нас, Крестьянской партии, один лозунг: "Когда будет свободный труд на своей земле?" И когда мы стали очень близки к тому, чтобы в Конституцию было внесено положение о частной собственности на землю, тогда председательско-директорский корпус решил, не щадя ни денег, ни живота своего, создать против Крестьянской партии свою Аграрную партию.
Ст. 36 Конституции РФ, к принятию которой я имел прямое отношение как член конституционного совещания, глаголет: "1. Граждане... вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей... осуществляется... собственниками свободно...". Так вот заслуга Лапшина состоит в том, что он не позволил на протяжении двух лет этой статье действовать.
УЖАС ВНЕЗАПНОГО ГОСТЯ
ЕГО партия на этих выборах, конечно, пройдет в Думу, потому что у нее есть раздраженный, социально очень возбужденный электорат, свой слой выборщиков. И этот слой вместе с Михайло Ивановичем делает все, чтобы бедных было как можно больше. Ведь колхозы находятся в абсолютном управлении феодализированной верхушки, которая почти со стопроцентной виной Лапшина повинна в том, что максимум за три года забито 4 млн. голов коров - достояние иной европейской страны. Лапшин и иже с ним с помощью Президента совместили абсолютную стопроцентную исполнительную власть и возможность удерживаться на плаву за счет разбазаривания собственности.
Когда я думаю, скольких миллиардов стоило казне создание более чем 2 тыс. комплексов, этих больших промышленных ферм, и сколько их разобрано по винтику, по кирпичику, я прихожу в ужас! Контингент ребят, которые возглавляют сейчас Аграрную партию, стабилен: он как служил верой и правдой коммунистическому принудительному земледелию, так и служит. Но теперь их контингент стал "Красным островом" на планете. А ведь первым знаком крушения коммунизма стал распад этого уникального учреждения, который мы по-русски называем колхоз. От них отказались всюду: Китай, Вьетнам, Латинская Америка, Европа...
И если бы Лапшин учил не один только английский в МГИМО, а пятнадцать языков, - что толку-то? Он остается полным мракобесом. Россия обречена на перманентное, очень долгое и полное расхищение. Созидательной и конструктивной работы колхозы и совхозы не могут сделать. Им был выдан гигантский срок истории - 65 лет. Итог - налицо!
И когда эти субъекты говорят о каком-то утерянном рае, я думаю, что эта пропаганда на уровне гитлеровской лжи - наглой, колоссальной и не имеющей никакого отношения ни к совести, ни к истине. Я человек очередей, всю жизнь ношу продукты домой. А этот контингент - 24 тыс. председателей никогда харчей в реальной обстановке не покупали. У них был багажник в автомобиле как способ обеспечения и передела привилегий от бригадира до первого секретаря обкома. Весь этот аграрный слой, и Лапшин в том числе, не знал ужаса внезапного гостя, когда нечего на стол собрать. А люди получали два раза в год талоны на мясо. Я знаю, что говорю, я эти талоны коллекционировал!
Может, Лапшин и искренний. Ничего в нем дьявольского, инфернального нет. В нем нет ничего жутко-сталинского или кошмарного, как в Кагановиче. Лапшин - это расхожий материал, человек массовой штамповки, а не ручной сборки. Но в его идеологии нет конструктивного. Абы восстановить...
М. Лапшин: У Черниченко ничего, кроме одиозности, нет
ПАРТИИ НЕТ И В ПОДПОЛЬЕ
- Я В СВОЕ время любил и уважал этого публициста. Помню его прекрасные статьи - в "Правде", "Хлеб Нечерноземья", его литовские работы, когда он воспевал создание крупных агропоселков, ликвидацию хуторов, о кубанском земледелии и проч. Но потом он постепенно стал как публицист исчезать и почему-то стал зацикленным, односторонним, видеть только один путь реформирования, что только маленькие крохотные сельские предприятия спасут Россию. Хотя он прекрасно понимал, что в России конца 80-х гг. созрела потребность как в крупных колхозах и совхозах, так и в частном собственнике. То есть нельзя было под одну гребенку стричь: сначала были крупные колхозы, а потом вдруг за год-два, ударно, как в 30-е гг., их разогнать. И Черниченко, который писал сильные статьи против агроГУЛАГа, против голода, против принудительного вгона в колхоз, - стал певцом того, чтобы "все разогнать".
Он начал беспощадно поносить вся и все. Я с этим принципиально не согласен. С этой зашоренностью, односторонностью, с этой большевистской непримиримостью. Я считаю, что нормальный крестьянский человек (хотя Черниченко уже лет 30 как с деревней порвал) должен как-то по-другому, помягче себя вести.
Я в этом году побывал в Нижегородской области и посмотрел фермы, на которые Черниченко сманил людей года три назад. Все заброшено, запущено, никому они не нужны - ни районной администрации, ни Борису Немцову. А Черниченко об "успехах" этих несчастных людей трубил по "Сельскому часу".
Он сейчас стал одиозным, зацикленным политиком, с нешироким кругозором, без масштаба. И публицистом он прекратил быть. Ну уж а какой из него крестьянин, если, извините, живет в Москве? По-моему, он стал носителем разновидности идей необольшевизма. И, что самое главное, он мастерски умеет навешивать ярлыки. Он может чьи-то слова вывернуть наизнанку, приколотить штамп, ввернуть эдакое словечко. И очень интересно то, что он называет себя одним из лидеров Крестьянской партии, а я, сколько езжу по России, нигде, даже в подполье, представительств этой партии не встречал.
АСФАЛЬТОВОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
СЕЙЧАС в России признаны разные формы собственности - частная, государственная. Мы сейчас работаем над Земельным кодексом, стараемся это реализовать. Нужно огромное количество маленьких участков отдать в полную частную собственность. Земля, мы считаем, должна быть собственностью крестьян. Я не знаю, на что намекает Черномырдин, выступая и говоря, что мы против частной собственности. Просто сказанул прямолинейно, как газовая труба.
У Черниченко ничего, кроме одиозности, нет. Никакой экономической теории тоже. Шансов стать управленцем у него нет. Он, профессионал-литератор, может написать какую-нибудь частушку или статью. Я не могу себе представить, чтобы Черниченко себя проявил больше, чем ведущий какой-то телепередачи.
Предположим, теоретически он стал премьером или министром сельского хозяйства. Сможет ли он вытянуть страну из кризиса? Для этого опыт нужно иметь. Ему уже 66 лет, и опыта он не приобрел: никогда и нигде не пахал, не сеял. Только писал. Ну и пусть пишет. Это же тоже почетный труд.
За последние пять лет наши пути никогда не пересекались. Просто иногда я слышу с его стороны в свой адрес какую-то резкую отповедь, какие-то домыслы - и все невпопад. То, за что стоит Черниченко - за частный уклад, - мы никогда и не отрицали. Черниченко в этом частном укладе никогда не работал, а я, как человек и как гражданин, десятилетиями "общался" с лопатой, навоз чистил, за свиньями ходил, огороды выращивал, вывозил свою продукцию на рынок. Знаю, что такое спрос, предложение, колебание цен. Я все это через свою судьбу пропустил. Мы все признаем, а Черниченко только одно.
Лично я с ним знаком года с 1989-го. Он мне напоминает шолоховского Макара Нагульнова со свойственными ему крайностью, резкостью: всех согнать, всех к стенке! Но он, Черниченко, довольно-таки оригинальное, самобытное явление. Я бы его за оригинальность даже похвалил. Редкий по одиозности человек. Даже Макар Нагульнов больше плюралист, чем он.
Честно говоря, мне лучше в человеке найти что-то хорошее. Если б Юрий Дмитриевич взялся за свое любимое перо, как раньше, когда у него это хорошо получалось. Он не политик. Нельзя говорить о Крестьянской партии, когда ее нет. Житель Ленинского проспекта Черниченко и житель улицы Удальцова Гайдар сблокировались... Это смешно. В свете какой теории они будут Россию вытаскивать? Наверное, оба в абстракции живут. Был бы Юрий Дмитриевич откуда-то с земли, вряд ли бы он с Гайдаром сблокировался. Я не представляю, что их там объединяет. Наверное, асфальтовое происхождение. Не больше.
Подготовил Александр САРГИН.
Этими материалами редакция открывает новую рубрику "Острые диалоги". В ней участники предвыборных баталий смогут поспорить о насущных проблемах России, покритиковать как точку зрения, так и самого оппонента.
Смотрите также:
- ЭДУАРД ЛИМОНОВ: "ДУМАЮ, ЭТОЙ СТРАНЕ КРУПНО ПОВЕЗЕТ, ЕСЛИ Я СТАНУ ЕЕ ПРЕЗИДЕНТОМ". Будет ли Россия страной Лимонией? →
- Олег Басилашвили: "Демократия - завинчивание гаек с благими намерениями?" →
- ДИАЛОГИ. Есть ли в России мафия? →