В 1967 г. в западногерманском Марбурге заболел и в страшных мучениях умер лаборант фармацевтической фирмы "Берингверке А. Г". Вскрытие трупа повергло патологоанатомов в ужас: все внутренности превратились в сочащуюся кровью желеобразную массу. Так впервые заявила о себе лихорадка Эбола, названная в ту пору марбургской.
НЕСЧАСТНЫЙ лаборант перед смертью препарировал мозг зеленой макаки, привезенной из Уганды. После того как столь же страшной смертью умерли еще несколько сотрудников лаборатории, макак перестреляли, трупы сожгли и... забыли про смертоносный вирус.
С тех пор вспышки подобного заболевания происходили в Судане и Кении, но особого ажиотажа это не вызвало - мало ли от какой заразы мрут негры? Мир спохватился только в этом году, когда на сей раз в Заире лихорадка Эбола выкосила население нескольких деревень. По первоначальным данным, смертность составляла 100%, и настигала она больного уже через 10 дней.
Потом, когда были отлажены тест-системы, оказалось, что бывают и случаи средней тяжести, и даже те, что переносятся на ногах. Тем не менее, еще в начале этого года летальность Эболы приближалась к 80%. Инкубационный период лихорадки - до 21 дня, что очень плохо. Немыслимо же требовать столь длительного карантина для каждого вернувшегося из Африки!
ЭБОЛА В РОССИИ
НЕ МИНОВАЛА Эбола и нашу страну. Член экипажа самолета "Аэрофлота", который по контракту работал в Нигерии, привез лихорадку в Старый Оскол. Пилот изливал кровь и через кожу, и в желудок, и в легкие. Этому человеку повезло - остался жив, посрамив Эболу. Но был и у нас по крайней мере один смертный случай - со строителем, работавшим в той же Нигерии. Ему долго не могли поставить правильный диагноз и даже оперировали по поводу... язвы желудка. Больной умер на операционном столе, и лишь чудом никто из перевозивших его тело на родину (без цинкового гроба!) не заразился и не умер. Дело в том, что Эбола передается, похоже, всеми путями, кроме как через насекомых. Опасен сам больной, все его выделения, и даже труп. Даже сейчас, когда российские военные медики из Института микробиологии создали высокоэффективный иммуноглобулин, которым можно лечить Эболу и проводить ее профилактику, проблема геморрагических лихорадок остается актуальной. Ведь кроме Эболы, в той же Африке болеют и лихорадкой Ласса, и бог знает чем еще.
ЛИХОРАДКА БЬЕТ ПО ПОЧКАМ
В МИРЕ существует более 1000 опасных для человека вирусов. Те, что поражают людей ежедневно - грипп, гепатит, СПИД и т. д., - у всех на слуху. О менее распространенных вспоминают, лишь когда инфекция выходит из-под контроля. Не так давно пришлось вспомнить про геморрагические лихорадки (гемо - кровь, рагия - течет) - именно к ним относится и Эбола. Вирусов- возбудителей геморрагических лихорадок насчитываются сотни, некоторые из них "проживают" на территории России. Например, геморрагические лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС). Их симптомы: высокая температура, сильные головные боли, многочисленные внешние и внутренние кровоизлияния и, что самое опасное, острая почечная недостаточность. Вирус, поражая капилляры и слизистые оболочки, постепенно доходит до почек, и они перестают работать: не образуется моча, не выводятся шлаки, вся дрянь попадает в кровь, и организм отравляет сам себя.
Рассадник отечественных ГЛПС (летальность составляет 5 - 10%, в то время как у холеры - около 1%!) находится в Башкирии. Менее известны и опасны омская, крымская лихорадки. В природе вирусы-возбудители ГЛПС развиваются в грызунах. С окончанием осенних полевых работ мыши перемещаются к человеческому жилью, заносят вирус в дома через фекалии. При этом инфекция переносится в том числе и воздушным путем - через пылевидные частицы засохшего кала. Такие случаи не раз встречались в студенческих отрядах на целине. Достаточно поваляться в стогу прошлогоднего сена.