О том, что икру мечут не только кабачки, известно каждому. Но большинство из нас вспоминает об этом разве что под Новый год. Поесть черной икры вволю, ложками во все времена могли только высшие государственные чиновники, нувориши и рыбаки. Похоже, что вскоре круг потребителей этого деликатеса в России еще более сузится.
ИКОРКИ не желаете? - слышу шепот у прилавка главного рыбного рынка Астрахани на Селенских Исадах. Оборачиваюсь:
- Почем?
- 250 тысяч кило, зернистая, свежак, - снова шепчет личность сомнительного вида.
И цена, и товар рассчитаны на приезжих. Астраханцы предпочитают паюсную. Ее можно приобрести через знакомых, родственники которых живут в понизовье, за 70 - 80 тысяч рублей. Однако ныне икра по приемлемым ценам в городе редкость.
Добыча осетровых в Астраханской области, на долю которой приходится 90% производства черной икры, за последние 20 лет сократилась в 165 раз - со 167,3 тыс. тонн до 1,23 тыс. тонн в нынешнем году. И если в 70 - 80-е годы причинами уменьшения осетрового стада были преимущественно проблемы экологии, то в последние пять лет на первое место вышел незаконный хищнический лов - белуги, осетра, севрюги.
- После развала СССР осетровый промысел в корне преобразился, - сказал мне начальник отдела рыбных запасов УВД Астраханской области Валентин Путяев. - Он стал одним из самых доходных и криминогенных видов бизнеса. По нашим данным и оценкам ученых, незаконный вылов осетровых сегодня равен величине официального промысла.
НА РЫБАЛКУ С... ОБРЕЗОМ
ОТ ВОЛГОГРАДА до северного побережья Каспия браконьеры промышляют красную (в смысле "красивую") рыбу повсеместно и круглый год, но особенно в весенне-летний период. Наиболее активно на участках Волги в районе Цаган Амана (территория Калмыкии), в пределах Астрахани, а в волжской дельте - по Главному балку и рекам Кизань и Бузан. Берут "краснуху" режаками и оханами - плавными и ставными сетями с ячейками от 70 до 200 мм. В последнее время самой популярной стала крючковая самоловно- красноловная снасть - варварский способ добычи. Рыбу рвет, калечит, но промысловикам не до сантиментов, когда "светит" крупный барыш. Флотилия астраханских браконьеров, как полагают в рыбоохране, насчитывает сейчас примерно 3700 судов. В основном это куласы и шлюпки с навесными моторами, но есть и более быстроходные плавсредства - около 200 водометных катеров типа "Амур" с мощностью мотора до 100 л. с. На северном Каспии, по оперативным данным, осетровых промышляют 40 крупных судов: кильколовы и ПТС.
Многие участки Волги закреплены за конкретными группами браконьеров, и чужаку туда лучше не соваться. Ножи, обрезы, ружья - все идет в ход, чтобы защитить права на территорию. Но в основном промысел идет тихо, без эксцессов.
Все друг друга знают, все давно поделено. Если в каком-то месте орудуют несколько бригад рыбаков удачи, то участок эксплуатируется по очереди. Например, в районе Цаган Амана по ночам в разгар путины выстраивается очередь из десятков лодок. Из ружей палят разве что по своим извечным недругам - инспекторам рыбоохраны. И то либо для острастки, либо в сильном подпитии. В прошлом году в селе Зеленга два браконьера, обозленных действиями инспекторов, явились под вечер к районной инспекции, обстреляли контору из охотничьих ружей, изрубили топорами 6 шлюпок.
Я - ИКОРНЫЙ БАРОН?
МЫ неспешно берем с блюда горячие куски вареной севрюжины и отправляем их в рот, предварительно обмакнув в крупную соль. В миске дожидается своего часа мелкозернистая черная икра.
- Вне очереди взял севрюжку-то, - говорит Иван, мой давний знакомец из профессиональных рыбаков. - Ради гостя выпросил у звеньевого "на лапшу".
Раньше осетрина в котлах рыбаков не переводилась. Новые экономические отношения внесли коррективы в рыбацкие традиции. Часть выловленной рыбы идет "налево", и наличку тут же делят внутри артели. Потому что, пока рыбаков проавансируют да пока рассчитаются окончательно, без хлеба можно сидеть месяцами. Около 15% от общего числа нарушающих закон при рыбодобыче - профессиональные рыбаки. А в целом, по статистике, каждый пятый житель сельской местности Астраханской области замечен в браконьерстве. Побуждения в основном те же - прокормить семью.
Иное дело люди, для которых осетровый промысел - средство наживы. Здесь уже хорошо организованный и давно отлаженный подпольный бизнес. В каждом астраханском селе действуют 2 - 4 группы по 7 - 8 человек каждая, в функции которых входит добыча или скупка живой рыбы, первичная переработка и хранение осетрины и икры. Периодически в село прибывает "жигуленок" или "Москвич", за рулем которого перекупщик. Обычно астраханец, ведь только 10% иногородних участвуют в этой крупной игре. Сделки чаще совершаются в степи, подальше от нескромных глаз. Перекупщики переправляют товар в Астрахань, и там по цепочке он расходится по разным направлениям: в подпольные цехи для фирменной расфасовки и торговцам в розницу, курирующим рынки, вокзалы и туристические теплоходы. Ежегодно милиция прикрывает 3 - 4 подпольных икорных цеха, на самом же деле их значительно больше. В разработке оперативников областного УВД находится 7 - 8 крупных преступных группировок, но и эти данные приблизительные.
Через эти мощные подпольные организации товар расходится прежде всего в Москву и Санкт-Петербург, а затем - на Украину и в Белоруссию, страны Восточной и Западной Европы. Нынешним летом коммерческие ларьки и киоски первопрестольной и северной столиц были забиты баночками с самопальной икрой по 45 тыс. рублей. В магазине икра вдвое дороже. На европейском рынке часть товара реализуют "челноки". В Польше, Болгарии, Чехии и других странах зернистую икорку можно приобрести на улице удивительно дешево. К примеру, в Праге у Карлова моста за 90-граммовую баночку просят в среднем 150 крон, или 5 - 6$. Но большую часть деликатеса астраханские икорные бароны реализуют оптом, через различные солидные коммерческие структуры. Только недавно была пресечена попытка вывезти около 1,5 тонны зернистой по фиктивным документам. Получатель - совместное предприятие в Москве, вполне легально занимающееся экспортом деликатесной рыбной продукции. Какие же доходы имеют дельцы, ведь себестоимость самопальной икры минимальна! И если в низовьях Волги ее можно приобрести за 80 - 100 тысяч килограмм, в Астрахани за 220 - 250 тысяч, то в Москве цена подскакивает до 700 - 800 тысяч рублей, а в Европе килограмм белужьей стоит 500$, осетровой - 300$, севрюжьей - 230$. В 1995 году браконьеры произвели предположительно 60 тонн икры. По самым скромным оценкам, в этом бизнесе крутятся десятки миллионов долларов.
А СЕНЬКУ ПО ШАПКЕ!
СИТУАЦИЯ с искоренением криминала в осетровом промысле напоминает детскую игру в "сыщиков" и "воров". Регулярно браконьеры выходят на запретный лов, и также регулярно их ловят на месте преступления. Дела передаются в суд, а там они большей частью подпадают под категорию безнадежных. Подпольный бизнес все растет, и никому эта игра не надоедает. Тертого-мятого небритого дядьку с оханами и режаками в куласе так просто не ущучишь, но попытки такие власть делать обязана. Стандартная ситуация: браконьера взяли с рыбой и запрещенными орудиями лова. А он клянется- божится, что 20 минут назад нашел все это на берегу под кустом и везет теперь сдавать в рыбоохрану. Начальник УВД Астраханской области генерал-майор А. Волкодав на заседании координационного совета местных органов власти сетовал, что суды отпускают людей, у которых при задержании было 70 - 80 кг черной икры.
Крупные хищники обычно прорываются сквозь частую сеть, выставленную рыбоохраной и милицией, либо просто обходят ее стороной, мелкая и средняя рыбешка застревает. В этом году изъято у браконьеров 11 тонн икры и около 40 тонн рыбы осетровых пород. Задержано 10 000 человек, и большинство из них отделается пустяками. Зато если москвича или, предположим, саратовца транспортная милиция возьмет в поезде с литровой банкой икры, купленной с рук на рынке, ему грозит попасть в тюрягу. Поэтому я решил не рисковать и в поезд Астрахань - Москва сел, что называется, пустым.
Анатолий ЕЛИЗАРОВ, Астрахань - Москва.
Смотрите также:
- МУРМАНСК - САМЫЙ "ДОРОГОЙ" ГОРОД ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ. Уроки рынка для города-героя →
- Ловись, браконьеры, большие и маленькие →
- Рыбное царство →