СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА В РЕСПУБЛИКЕ СОСТАВЛЯЕТ 200 - 250 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. Как выживают в Казахстане

   
   

"Ты в курсе, что этому самолету уже тридцать лет?" - "Не-а". - "Когда мы летели на нем в прошлый раз, он чуть не разбился, шасси отказали", - с этих слов соседки через полчаса после взлета началось мое путешествие в Усть- Каменогорск.

"ЧЕЛНОЧНИЦА" НАТАША

КАК только наш самолет набрал нужную высоту, из Наташиной сумки по ее же просьбе были извлечены две бутылки мартини и незамедлительно распиты совместно с двумя ее земляками. Далее беседа потекла на редкость легко.

Мои собеседники называли себя "спекулянтами". Они и поведали, что заправляет делами на центральном усть-каменогорском рынке казах по прозвищу Тайсон (суров, но справедлив: у одной русской женщины кто-то стащил шубу, которую та продавала. Пожаловались Тайсону, он вернул "товар" хозяйке).

Когда разговор коснулся моей зарплаты, новые знакомые усмехнулись: "Это разве деньги... Мы зарабатываем гораздо больше. В месяц выходит по 4 - 6 тыс. долларов". "Сейчас вот шубу себе купила за две штуки", - решила меня окончательно добить Наташа. "Если бы не мы, то самолеты из Усть- Каменогорска в Москву вообще бы не летали. Деньги есть только у тех, кто на рынке торгует".

ГОСТИНИЦА

АДМИНИСТРАТОР гостиницы "Усть-Каменогорск" встретила меня прохладно, наотрез отказавшись брать российские деньги в качестве платы за проживание. Пришлось отправиться на поиски коммерческой палатки, чтобы в полуночной тьме совершить невыгодный обмен. Наконец я был поселен на пятый этаж в одноместный номер, который оказался настолько узким, что там едва помещались кровать и стол со стулом.

На следующий день, решив, что должен выглядеть, как новенькая пятидесятитысячная купюра, я спустился на первый этаж "отеля" в парикмахерскую. Пока сидел в небольшой очереди, удалось подслушать разговор женщин-парикмахеров. "Ой, девчонки, наверное, уволят меня скоро. План не набираю... Останетесь без меня". Когда подошел мой черед стричься, женщина, сетовавшая на то, что не набирает план, огорошила меня тирадой: "Молодой человек, я сегодня больше не работаю". - "Но мне только виски подровнять... Это же минутное дело, я вам хорошо заплачу", - не унимался я. "Нет, мне нужно идти в больницу". -"А можно я сам себя подстригу?" - спросил я в полном отчаянии. "Стриги", - абсолютно не удивившись, ответила та. И я начал себя стричь, взяв огромные ножницы со стола.

ГИМН ПАПКЕ

ЕСЛИ в Москве и близких к столице крупных городах ныне у мужчин в моде маленькие сумочки, именуемые в простонародье "визитницами", то в Казахстане во все времена были в почете деловые папки. Папка в Казахстане - это признак значительности, деловитости и показатель состоятельности. Я видел ее в действии. Милиционер на рынке пытался прогнать бабушку, торгующую кружевными вышивками в неположенном месте. Она ни под каким предлогом не хотела уходить. Но после того, как страж порядка извлек из-под локтя папку и стал ее медленно открывать, бабуля моментально засуетилась и через три минуты удалилась.

ШЫМКЕНТ ИЛИ ЧИМКЕНТ

РОВНО через сутки самолетом местной авиакомпании я был перенесен в южную точку Казахстана город Шымкент, который до недавних пор назывался на русский манер просто Чимкентом.

Этот город отличается от Усть-Каменогорска тем, что русских здесь проживает немногим больше 20% (в Ус.-Кам. - около 40%), очень много узбеков, так как до границы с Узбекистаном всего около ста километров. Здесь даже в конце ноября температура воздуха прогревается аж до девятнадцати градусов. Еще Чимкент примечателен тем, что здесь сосредоточены в большом количестве "вредные производства": цементный завод, химфарм, шинный, свинцовый, нефтеперегонный, но почти все они сегодня стоят без дела. Рабочие распущены в бессрочные отпуска и зарабатывают на пропитание, кто как может.

ВИДЫ ЗАРАБОТКОВ

СРЕДНЯЯ зарплата в сегодняшнем Чимкенте 1500 - 2000 тенге, что в переводе на российскую валюту составляет всего 200 - 250 тыс. рублей. Даже несмотря на то, что палочка шашлыка в городе стоит всего две тысячи российских рублей, для полноценного питания этих денег недостаточно. Поэтому многие начинают прибирать к рукам имущество предприятий, на которых они числятся, и распродавать его чуть ли не на толкучке.

Со свинцового тащат карбид, со стекольного - бутылки и банки. Продавцы в магазинах изобретают все новые и новые способы по разбавлению растительного масла, молока и пива водой. Покупая сахар в пятидесятикилограммовых мешках, многие недосчитываются 3 - 5 кг. Жизнь заставляет людей искать дополнительные заработки даже в таких областях, в которых они до этого не были специалистами. В одной семье внук с дедом стали делать гробы, и этот "товар" очень хорошо пошел. Другие развели на балконе кроликов и стали из их шкур шить шапки, третьи занялись выращиванием в домашних условиях лимонов.

ГОСТЕПРИИМСТВО

   
   

ВОСТОК всегда славился своим радушием. Но сегодня даже в среде русской диаспоры отношения складываются не всегда благополучно. "Бывает так, - поведала одна женщина, - что придешь к соседям соли просить, не дают. Говорят: нет... Я тут предложила одной семье Новый год вместе встретить, так они отказались, сказав, что денег у них на праздник нет. Вот так и живем".

Коренное население относится к русским довольно сдержанно, но иногда прорываются нотки господства: "Вы от нас теперь сильно зависите. Зарплату вам казахское правительство платит, вот и работайте, как требуется. Не нравится - сократим. Нас, казахов, сокращать никто не будет, мы - национальные кадры".

Казахский язык стал государственным, но казахи, живущие в городе, почти все даже между собой говорят по-русски. Когда же я спросил у встречного: "Который час?" - он мне ответил по-казахски. Я сделал вид, что не понял, тогда незнакомец перевел ответ на русский и добавил: "Когда мы вас научим нормально разговаривать..."

ОБ ЭМИГРАЦИИ

В ПОИСКАХ лучшей жизни многие до сих пор стараются уехать - кто в Россию, кто в дальнее зарубежье. Но поток так называемых "вынужденных переселенцев" в последние годы сократился - те, кто могли, уже уехали, а остальных пугает неизвестность, нет возможности материальной или физической. Но больше всего людей пугает, как их примут в России.

Несколько русских семей из Чимкента год назад уехали в Рязанскую область. Стали обживать место и решили от колодца на краю деревни подвести воду прямо к своим домам. Но сначала прошлись по соседям, агитируя их сброситься, чтобы каждому во двор провели отдельную колонку. Предложение никто не поддержал. Чимкентцы провели водопровод только к своим домам, и после этого вся деревня стала ходить за водой к ним. Разразился скандал, местные жители избили "переселенцев", а затем подожгли их дома. Вот так печально закончилась новая жизнь в России у русских из Казахстана.

Смотрите также: