КОММЕНТАРИЙ. Политическая проституция

   
   

Старый анекдот:

- Владимир Ильич, заработались вы что-то! Бросайте все, поедем на Волгу, возьмем лодку, водочки, девочек...

- Девочек? Вот именно, Алексей Максимыч, именно девочек! А не этих политических пг'оституток Тг'оцкого и Бухаг'ина!

КАК и многое другое, оборот "политическая проституция" ввел в наш обиход Владимир Ильич Ленин. Ввел с присущей ему решительностью и излишней категоричностью - как некое очень обидное ругательство. Впрочем, Ленин и его соратники очень многие обычные слова употребляли в качестве ругательных, причем куда более страшных, чем "политическая проституция".

Но сегодня "капитал", "торговля", "частная собственность" и другие подрасстрельные ругательства революционных лет прижились в нашей повседневной речи в качестве обычных терминов. В отличие от "политической проституции" (далее сокращенно - ПП), ругательством гак и оставшейся.

Как можно в двух словах определить сущность ПП? Советский энциклопедический словарь определяет проституцию (от лат. prostituo - "позорю, бесчещу") так: "продажа своего тела (гл. обр. женщинами) с целью добыть средства к существованию". Очевидно, что отличие ПП от просто П соответствует замене "продажи своего тела" на "продажу своего дела". Ну и, разумеется, никакого "главным образом женщинами". У нас давно в ПП мужчины на первом месте.

ЧАСТОТА ПРОЯВЛЕНИЯ

И ВОТ тут-то и выясняется, что на сегодняшний день ПП - чуть ли не единственная форма существования подавляющею большинства политиков. Судите сами - об очень немногих из них можно сказать, что целью их политической деятельности является что-то другое, а не "добыча средств к существованию".

Наиболее красноречивый пример этого - группы поддержки, растущие как снежный ком вокруг основных кандидатов в президенты - Б. Ельцина и Г. Зюганова. Разумеется, в этих группах присутствует и чистая, почти платоническая, то есть не ищущая выгоды, любовь. Но их не так уж много. А что остальные? Обзаведясь, как правило, карликовыми общественными организациями с громкими названиями, они сидят на ярко освещенных сценах, как на витринах, и предлагают себя. И их - берут.

И еще одна характерная деталь. Это нетерпение и просто чесоточный зуд от желания отдаться скорее. Ясное дело, что очень хочется, но где "девичья" гордость и трезвый расчет? Отрадный пример - это поведение лидера "Яблока". Сколько раз предлагали ему демократы - мол, отдайся президенту. А он - ни в какую, а значит, и цена растет, и уважение избирателей. А кто сейчас помнит С. Бабурина и В. Анпилова? Они отдались Г. Зюганову так тихо и незаметно, что даже и он их, вероятно, уже забыл. В этом, кстати, большая трагедия нашего общества: ранние политические браки. Не хотят люди подождать немного, заматереть, мышцами обрасти, то есть приятными формами. Норовят в детском возрасте, с травмами психики. А откуда тогда появятся новые лидеры нации? Вернее, богатый на них выбор...

В ТРЕТЬЕЙ ПОЗИЦИИ

ПОД определение ПП в целом подпадает и такой значительный пласт современной российской политики, как так называемый центризм. Большинство наших "центристов" оказываются в "центре" между противоположными политическими позициями. Перекидываясь с одной стороны на другую, они выбирают позицию, наиболее удобную именно с точки зрения удовлетворения интересов наиболее платежеспособных клиентов и, естественно, собственных материальных интересов. Это зачастую называют "третьей позицией". Печальных примеров ее приверженцев очень много. Так много, что все и не перечислишь. Ее любили и метавшийся во времена перестройки М. Горбачев, и красивый А. Руцкой, и умный А. Вольский. Но позиция эта не всегда устраивает избирателей.

ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

И ПОСЛЕДНЕЕ. Не следует путать ПП с другим явлением - назовем его "политической нимфоманией". Речь идет о получении удовольствия в чистом виде, вне материальных стимулов. Правда, лидеры в этой области быстро теряют общественный статус и оказываются на обочине политики. Ярчайший пример последних дней - г-н Брынцалов. Построив себе дворец и получив все мыслимые материальные блага, он захотел народной любви. Жизненная драма таких людей состоит в том, что, даже будучи очень богатыми, они не могут стать массовыми политическими лидерами. Их не любят, как Паниковского не любили женщины. И тогда приходится самому кому-нибудь отдаться. Обратите внимание на еще одного настоящего коммуниста-миллиардера - депутата В. Семаго. По чисто внешним наблюдениям, он получает удовольствие не от денег, а от одной только близости к Г. Зюганову.

Но основная проблема у нас остается - народ пока что к ПП не пристрастился. А ПП, в отличие от просто П, нуждается в первую очередь в массовой поддержке избирателей. А те предпочитают - вослед Владимиру Ильичу - брать с собой на Волгу именно девочек. А не этих...

Смотрите также: