В нашем обществе укоренился образ сегодняшних богатых "новых русских" как людей, не думающих вообще ни о чем, кроме наживы. Но вот один банк финансирует программу помощи зоопарку, другой оплачивает гастроли зарубежной оперной звезды, фирмы дают деньги на постановку театральных спектаклей... Похоже, лед тронулся. Они начинают думать не только о деньгах?
"ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ..."
СОЦИОЛОГИ и психологи даже составили в общих чертах портрет современного российского мецената: "человек лет сорока, имеющий высшее образование, иногда даже не одно. С широким кругозором, культурным и мировоззренческим. Частный собственник. Женат, имеет детей".
По некоторым, весьма редким, исследованиям, в России благотворительные расходы делятся следующим образом: культура - 24%, спорт - 22%, здравоохранение - 19%, помощь малообеспеченным - 15%, образование - 5%. Данные по США практически противоположные: образование - 39%, здравоохранение - 28%, культура - 11% и т. д. Эти цифры наводят на такую мысль. Может быть, потому, что наша культура, которой всегда гордились и которой славилась Россия, слишком резко оказалась в критическом бедственном положении, и если ее не поддержать, понятно, что мы ее просто утратим. Даже сытая страна начнет погибать, если не будет думать о своей культуре, не говоря уже о бедном обществе. Хорошо, что наши предприниматели, видимо, уже сейчас это понимают или хотя бы интуитивно чувствуют. Потому что следующая мысль, которая приходит - о том, что дети должны быть здоровы и не должны учиться в сараях...
Меценатство - дело глубоко личное и личностное. Почему один миллионер жертвует на картинную галерею, другой финансирует музыкальный конкурс? Очень просто: а ему так хочется! Почему ему захотелось так, а не иначе, причин может быть великое множество. То ли ему ближе, понятнее, интереснее именно музыка. Может, он в детстве мечтал стать великим певцом, но дальше средней музыкальной школы дело не пошло, однако человек знает, что такое сольфеджио, и не спутает Чайковского с Моцартом. А может, совершенно наоборот, уроки музыки в детстве прошли мимо него, да и слуха нет, но хочется взять реванш - приобщиться, понять. Ни в каком возрасте не зазорно чего-то не уметь и не знать, стыдно не интересоваться.
Не идеализируя прошлое, все-таки приходится признать, что в прошлом веке одним из преобладающих мотивов меценатства было восхищение и преклонение перед гением художника. Типичный пример - фон Мекк и ее помощь Чайковскому. Желание исполнить заповедь о любви к ближнему, стремление к нравственному совершенствованию открывало кошельки богатых людей. Очень существенно и осознание своей ответственности перед Богом за данное богатство. Впрочем, не только перед Богом, но и перед обществом. Ведь бизнесмен, предприниматель -он хозяин не только капиталов и имущества, от него зависят люди, которые работают в его фирме, в той или иной степени он определяет жизнь их семей, в конце концов - своего района, города, страны. Многие наши сегодняшние богатые - очень "юные" богатые, еще не осознавшие, что большие капиталы - это большая ответственность. Но если это чувство хотя бы в зачаточном состоянии свойственно личности конкретного человека, то оно будет расти вместе с его капиталами, масштабами деятельности, сферой его личных интересов. А ответственность - это забота о развитии и процветании, не так ли?
Что касается благотворительности как средства "замолить грехи перед Богом", то надо отметить, что этот путь всегда был весьма популярен в криминальном мире. Человек, занимающийся преступной деятельностью, понимает, что это делать богопротивно, но не оставляет этого занятия, и покаяться может только в церкви, не в милиции же. Говорят, что в Москве на ограде одной вновь отреставрированной церкви некоторое время была табличка "От солнцевской братвы". Бог простит...
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРОТИВ НАС...
УСПЕХ меценатства зависит не только от личности, но в значительной степени от конкретных условий. По данным директора Центра социальных и психологических исследований Высшей школы международного бизнеса Петра Шихирева, размах меценатства обратно пропорционален степени так называемой "социальной ориентации" экономики, политической системы и размерам налогов. Если налоги велики, заплатив их, человек считает, что с него довольно, с него уже взяли на все - на культуру, образование, здравоохранение... По этой причине США, например, значительно превосходят европейские страны по объемам благотворительных пожертвований.
Сколько составляют благотворительные пожертвования, точно никто, кроме самих жертвователей, никогда не знает. Во- первых, потому что нравственный мотив исключает афиширование и рекламирование благородного поступка. Этим меценатство отличается от выгодного вложения и рекламы. А во-вторых, нередко меценат вынужден скрывать подлинные размеры своего состояния, и с этим тоже приходится считаться в наше неспокойное время.
"ЭТО ТОТ САМЫЙ..."
КАЖДЫЙ день нашей жизни мы производим... впечатление на других людей. Все мы, кто в большей, кто в меньшей мере, тщеславны. Наверное, многим молодым людям это кажется наивным и, может быть, даже смешным. Так же, как и размышления о смысле жизни, о своем месте в ней. В двадцать лет о таких "глупостях" думать некогда, живешь взахлеб. А когда тебе уже за сорок, когда начинаешь "играть второй тайм", приходят мысли о том, что останется после тебя, что еще надо в жизни успеть обязательно, пока есть силы, пока живешь пусть уже не взахлеб, но в полный голос. Разумеется, об этом и в сорок задумываются не все. Но и меценатом становится не каждый. Если человек образованный, думающий, достигающий успеха и процветания, способный разделять суету сегодняшнего дня и вечные человеческие ценности, то, наверное, он попытается оставить свой след именно в хорошем, непреходящем, более важном, чем деньги и имущество. В историю, разумеется, можно войти не только Третьяковской галереей, о Герострате тоже помнят, правда, чувства благодарности и уважения у потомков его поступок до сих пор не вызывает.
Смотрите также:
- Ольга Свиблова: "Стараюсь разглядеть Божий дар" →
- Поддерживает ли спонсорство культуру? →
- Уроки судьбы (20.11.2002) →