С крахом советского строя многие талантливые люди не смогли приспособиться к рынку и, наверное, уже никогда не смогут. Одни, оказавшись без господдержки, спиваются и деградируют, другие вынуждены работать на потребу неразвитым вкусам. И лишь избранным меценаты дают возможность не скатываться в масскульт, а по-прежнему творить высокое искусство. Так ли это?
Галина ВИШНЕВСКАЯ, певица
Меценатство унижает
МЕЦЕНАТСТВО - это прежде всего потребность души. Но если это делается без потребности души, то человек явно хочет какой-то выгоды, чаще всего уменьшения налогов. Или хочет быть узнанным, известным благодаря своим пожертвованиям.
Как говорится в Библии? "Делай добро тайно". Так нас учит наша религия. Но не все к этому прислушиваются. В результате нашего зарождающегося меценатства получается, что эти люди, чтобы быть узнанными, идут на телевидение, покупают там время, оплачивают каких-то бездарных музыкантов... Это наносит ужасный вред обществу. Потому что этот выбор - это вкус, вернее безвкусица, людей, имеющих деньги. Как с этим бороться, я не знаю.
Если театр сегодня не может существовать, то он и завтра погибнет без этих денег. Это будет пролонгированная смерть. Государство должно содержать главные театры. Это прежде всего - Мариинский, Большой, МХАТ, Малый театр, Александринский и еще несколько. А остальные... Они же плодятся, как грибы после дождя. Народ не способен содержать эти театры, если они ему не нужны. А богатым людям они тоже не нужны. Те, которые сегодня случайно разбогатели, награбили разными способами, у них нет потребности содержать театр. Морозовых, Мамонтовых и Третьяковых пока еще в России не народилось. Они должны вырасти из определенной среды. Только их правнуки могут стать меценатами. В моей творческой судьбе мне оказала помощь моя учительница пения. Она, бедная женщина, брала с меня за учебу символические деньги - копейки. Ее имя Гарина Вера Николаевна. После этого я прошла по конкурсу в Большой театр. Никто меня за уши не тащил. Абсолютно! Я пришла в театр и старалась быть лучше всех. Это единственный путь в искусстве. Это мое глубочайшее убеждение. Когда меня спрашивают, как сделать карьеру, я отвечаю: "Трудно получить первую ступень на сцене. Но получив это место, будь лучше всех".
Я считаю, если талант не спонсировать, то он не погибнет, а только закалится. И настоящий талант все равно никогда никуда не пропадет! Да и как может быть иначе? Талантом человека награждает Бог, и разве он допустит, чтобы его дар пропал из-за каких-то там денег? Пропадет только середняк. Кстати, из середняка в конце концов может что-нибудь приличное выйти. Но это не обязательно. А настоящий талант не пропадет.
Мое мнение: меценаты заботятся только о себе, и любого талантливого человека их присутствие только унижает. Они уверяют, будто без чужих денег этот человек никуда не пробьется, не станет известным. Унижает еще и потому, что лишает талантливого человека опоры на свои собственные силы, лишает его осознания собственной реальной цены и величия. Меценатство еще и оглупляет жизнь талантливого человека, так как он всегда чувствует свой (истинный или вымышленный) долг перед меценатом.
Марк МАСАРСКИЙ, председатель совета предпринимателей при мэрии Москвы
Меценатство возвышает
Я ДУМАЮ, что, когда Павел Третьяков покупал картины никому не известных художников, он фактически их создавал. Но он совершил еще один подвиг - сумел при этом не разориться. А вот Мамонтов не сумел. Меценатство - это процесс взаимообогащения. Тот, кто жертвует деньги искусству, духовно растет. Белинский говорил, что критик - это активный читатель. Так и меценат - это активный ценитель. Настолько активный, что порой преображает творческую среду. Кто создал МХАТ? Купец Алексеев, больше известный под псевдонимом Станиславский.
Конечно, даже в наше смутное время культура проживет без меценатства. Но она будет усредненной, масскультовой. Выживет попса, а высокое искусство погибнет. Так было и будет во все времена. Сальери, например, умел зарабатывать деньги, был при должности и ни в чем не нуждался. А Моцарт жил в нищете. И без поддержки имущих покровителей не было бы его великой музыки. Как не было бы и гениальных творений Чайковского, которому много помогала баронесса фон Мекк.
Вот уже пять лет вместе с Григорием Баклановым и Сергеем Чуприниным я возглавляю Международный фонд поддержки культуры "Знамя" при одноименном журнале. Ежегодно он присуждает литературные премии как известным, так и молодым авторам. Суммы не очень велики - от 800 до 3000 долларов. Правда, премий много, уже выплачено около 80. Это в том числе и мои личные средства, хоть я и не называю свою премию (в 1998 году ее получил Фазиль Искандер) премией Масарского.
Среди наших номинантов был и довольно необычный - Джордж Сорос. Разумеется, мы вручили ему не конверт с деньгами, а памятный подарок - за вклад в поддержку российской культуры, тех же толстых журналов. Благодаря его деньгам библиотеки до сих пор на них подписываются. Можно спорить о репутации Сороса в мировом бизнесе, но факт остается фактом: 450 млн. долларов он потратил на добрые дела. К слову, в других странах на меценатство тратится неизмеримо больше средств, чем в России. На стенах Рокфеллеровского культурного центра в Нью-Йорке можно увидеть, как на каком-нибудь кирпиче написано, к примеру, "Смит". Это фамилия того, кто пожертвовал деньги центру. Причем если дал больше 10 тыс. долларов, то надпись сделана снаружи, если меньше - внутри здания. И таких надписей - не счесть.
КОММУНИСТЫ внедряют в общественное сознание ложную мысль, будто "новые русские" замаливают грехи, жертвуя капитал на церкви или музеи. Вздор, я не чувствую себя виноватым. Нам, бизнесменам, нечего замаливать. Мы работаем, как проклятые. По сути, предпринимателимеценаты - та же самая интеллигенция, только сумевшая приспособиться к рынку. Взять, к примеру, Бориса Абрамовича Березовского. Он ученый, член-корреспондент Российской Академии наук, культурный человек. И его премия "Триумф" - не рекламный трюк.
Я не знаю, кем из моих товарищей по фонду движет коммерческий расчет. Если бы Ростислав Ордовский и Юрий Канищев (РосИнтер) искали славы, то с большей выгодой потратили бы деньги на телерекламу. Хотя, конечно, бывают примеры, когда под видом меценатства и благотворительности люди обделывают свои дела. Скажем, скандально известный руководитель фирмы "Русское золото" Таранцев создал фонд поддержки ветеранов правоохранительных органов, явно стремясь завести дружбу с силовыми структурами.
Не надо путать меценатство, которое приносит только моральное удовлетворение, с инвестициями. Я ни копейки не дам какому-нибудь культурному учреждению, которое само занимается бизнесом. Условно говоря, лауреатом нашего фонда может стать Фазиль Искандер, но не АО "Фазиль Искандер". Я знаю, что этот человек живет только литературой, у него даже машины нет. А он литературная звезда первой величины.
Меценатство - это реализация "общественного инстинкта". Я хочу видеть свою страну великой культурной державой. В начале XIX века Россия стартовала чуть ли не с нулевой отметки и потеснила все европейские страны. Благодаря чему? Вульгарные социологи вообще говорили, что гений Пушкина и Мицкевича расцвел только благодаря вывозу зерна через одесский порт. Они были свободны от борьбы за хлеб насущный и по существу сами для себя были меценатами. Другим талантам повезло меньше, и они смогли раскрыться лишь благодаря появлению предприимчивых и состоятельных людей.